Киевские консервативные публицисты о проблемах образования в позднеимперской России
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.404Аннотация
Вопросы образования традиционно занимали одно из ведущих мест в дискурсе русского консерватизма XIX в. Представители самых разных его направлений (славянофильского, «катковского», сословно-аристократического) регулярно подчеркивали, что в этой сфере лежит ключ к разрешению большинства стоявших перед страной проблем: необходимости развития страны и в то же время «охранения» не только существующего политического режима, но и исторической преемственности, национальных и духовных ценностей. Объектами критики консервативных публицистов были, как правило, новые веяния в образовательной сфере. Однако методы борьбы
с ними виделись разным консерваторам совершенно различными. Победила в итоге программа М. Н. Каткова, подразумевавшая распространение классической модели средней школы и трансформацию университетов по германскому образцу. Однако она вызывала серьезные возражения и в консервативных кругах. Меньше всего споров вызывало положение начальной школы, которую большинство консерваторов традиционно стремилось связать с православным духовенством. Играла свою роль и региональная специфика, в рамках которой образовательная проблематика переплеталась с национальной: на западных окраинах университет и школа воспринимались как ин-
струменты борьбы с «полонизмом». В то же время одним из первых требований украинофилов стало школьное обучение на «малороссийском наречии». С этим активно вели борьбу издания «русского направления», прежде всего «Московские ведомости» и «Новое время». Крупнейшая региональная консервативная газета «Киевлянин», основанная В. Я. Шульгиным, и при его преемнике Д. И. Пихно в целом следовала их программе, однако занимала особую позицию по образовательным вопросам, проявляя при этом значительную степень самостоятельности и даже либерализма. Последнее
было не только следствием личной позиции редакторов. Публицистика «Киевлянина» отражала воззрения сформировавшего в пореформенном Киеве круга русской националистической интеллигенции. Он сумел помочь власти с решением задачи «деполонизации» Юго-Западного края, но сыграл не последнюю роль в последующих великих потрясениях.
Ключевые слова:
консерватизм, национализм, университетский вопрос, церковно-приходские школы, реформы образования, Пихно, Шульгин, Катков, «Киевлянин», западные окраины, Украина
Скачивания
Библиографические ссылки
veka). St. Petersburg, Aletheia Publ., 2000, 267 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.