Опыт этнографической интерпретации былины об Алеше Поповиче и Тугарине

Авторы

  • Марина Александровна Рыблова Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН; Волгоградский государственный университет, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.410

Аннотация

В статье представлен опыт анализа былины ≪Алеша Попович и Тугарин≫ с позиции этнографической науки, то есть осуществляется поиск ее обрядовых истоков. Не соглашаясь с теми исследователями, которые видели в Тугарине образ врага Руси (половца, татарина), а в основе былины — мотив змееборчества (превратившийся со временем в мотив борьбы с иноземцем), автор статьи обосновывает мысль о том, что в былине воспроизведена ситуация прихода предков в мир живых в один из летних праздников. Олицетворением предка (нередко, по народным представлениям, связанного со змеем) и является Тугарин Змеевич, отдающий в обряде свою неистраченную до конца при жизни силу-долю, которая воплощается в блага, столь необходимые ныне живущим членам рода/семьи. При этом в первой части былины воспроизводится ситуация ≪кормления≫ Тугарина-предка и символической передачи его сексуальной энергии женской части рода (представительницей которой является княгиня), а во второй — извержение его доли-силы в виде дождя и превращение отдельных частей его тела в сосуды, используемые, по всей видимости, в обрядовых практиках (пирах-братчинах) богатырского сообщества. Для обоснования этой идеи приводятся множественные параллели из обрядов восточных славян и соседних народов: почитание предков в виде змей; обходы домов ряжеными (в том числе связанных с образом ≪огненного змея≫), изображающими предков и осуществляющими символический брак с живыми; изготовление кукол с последующим их уничтожением с целью вызова дождя и др.

Ключевые слова:

былина, прообразы главных персонажей, обрядовые истоки сюжета, встреча и проводы предков

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин, XIX–начало XX в. М.: «Наука», 1978. 303 с.

Архипенко Н. А. Представления о змее в мифологии донских казаков // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: Проблемы межэтнических отношений. Сборник научных статей // Ред.-сост. Т.С. Рудиченко. Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 1999. С. 203–210.

Багдасаров Р. За порогом. Статьи, очерки, эссе. М.: Юс-Б., 2003, 280 с.

Балашов Д. М., Новичкова Т. А. Русский былинный эпос // Свод русского фольклора. Т. 1. Былины Печоры. СПб.: Наука; М.: Издательский центр «Классика», 2001. С. 54–55.

Балушок В.Г. Исцеление Ильи Муромца: древнерусский ритуал в былине // Советская этнография. 1991. № 5. С. 20–27.

Балушок В. Г. Инициации древнерусских дружинников // Этнографическое обозрение. 1995. №1. С. 34–45.

Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.; Л: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 6. С. 385–392.

Бернштам Т. А. Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян. СПб.: МАЭ РАН, 2011, 372 с.

Бернштам Т. А. Эпический герой на пути к совершеннолетию // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5–6. СПб.: МАЭ РАН, 1994. С. 119–139.

Велецкая Н. Н. О генезисе древнерусских «змеевиков» // Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988. С. 206–211.

Власова. В. И. Скоморохи и фольклор. СПб.: Алетейа, 2001, 524 с.

Гмыря Л. Б. Обряды вызова дождя в традиционной культуре населения горно-равнинных районов Центрального и Южного Дагестана // Вестник ИАЭ. 2010. № 4. С. 106–121.

Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995, 432 с.

Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. СПб.: Кунсткамера, 1995, 312 с.

Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 17–51.

Майков Л. О былинах Владимирова цикла. СПб.: Типография Департамента Внешней торговли, 1863, 142 с.

Маркова Л. В. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники. М.: Наука, 1978. С. 223–243.

Миллер Всев. Очерки русской народной словесности. Т. II. Былины. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1910, 416 с.

Морозов И. А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/«женитьбы. М.: Лабиринт, 1998. 352 с.

Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянства (XIX– XX вв.). М.: Индрик, 2004, 920 с.

Петров Н. В. Русский эпос: герои и сюжеты. М.: Неолит, 2017, 280 с.

Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2000, 481 с.

Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1955. 552 с.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. In Memoriam, СПб.: Петербургское востоковедение, 2003, 464 с.

Рыблова М. А. Бой Василия Буслаева со старцем: опыт трактовки былинного мотива // Историческая поэтика. 2021. Т. 19. № 4. С. 40–54.

Рыблова М. А. Календарные праздники донских казаков. 2-е издание, испр. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016, 168 с.

Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Былинная история: работы разных лет. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997, 592 с.

Цивьян Т. В. Змея – птица: к истолкованию тождества // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука. Ленинградское отд., 1984. С. 47–56.

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Рыблова, М. А. (2024). Опыт этнографической интерпретации былины об Алеше Поповиче и Тугарине. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 69(4), 1002–1016. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.410

Выпуск

Раздел

Историография, источниковедение и методы исторического исследования