Ост-Индская компания и британские интересы в торговых портах Вьетнама в ранее Новое время

Авторы

  • Нгок Дунг Тран Национальная политическая академия Хо Ши Мина, Вьетнам
  • Тхи Хуен Транг Фам Университет Тан Трао, Вьетнам
  • Ким Дунг Нгуен Вьетнамско-Японский университет, Вьетнам
  • Тхи Ван Цао Ханойский педагогический университет 2, Вьетнам

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.405

Аннотация

В британской перспективе восприятия событий и процессов вьетнамская система торговых портов играла огромную роль. Изучение аутентичных исторических источников XVII–XIX вв. (документов Британской Ост-Индской компании, датируемых XVII в., а также английских журналов, дневников и мемуаров вплоть до XIX столетия) показывает значение вьетнамских торговых портов и то, как Британия по-разному воспринимала это значение на протяжении трех столетий. Известно, что британские интересы смещались в географическом плане от Тонкина на севере будущего Вьетнама до Кохинкина на юге полуострова Индокитай. На этой территории и возникла целая вереница портов, включая Сайгон (Хошимин). Изначально эти порты воспринимались только как как инструмент опосредованной торговли с Кореей и Японией. Однако к концу XVIII столетия британцы осознали ту роль, которую эти порты играют в качестве скрепы их колониальной системы и связующего звена между Восточной Азией и Индией. В результате англичане сосредоточились на торговле в портах южного побережья Вьетнама и постепенно стали понимать важность усиления политического влияния портов в регионе. Данная статья ставит перед собой цель показать этот сдвиг в восприятии портов и усиления их коммерческого и политического значения. Рост Британской империи и ее борьба с конкурентами значительно влияли на оценку значения вьетнамских портов. В первое столетие существования Британской Ост-Индской компании интересы британцев были сосредоточены на торговле. Однако в XVIII и XIX вв. они рассматривали Вьетнам как полугосударство. Этот подход дает уникальную возможность понять степень значимости той роли, которую вьетнамские порты играли в предмодерновую эпоху. Возникает также возможность увидеть характер восприятия британскими властями системы вьетнамских торговых портов и деятельность по усилению их коммерческого и политического значения.

Ключевые слова:

британские представления о Вьетнаме, Британская Ост-Индская компания, вьетнамские торговые порты, вьетнамские геополитические позиции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Barrow J. A Voyage to Cochinchina, in the years 1792 and 1793: Containing a general view of the Valuable productions and the political importance of this flourishing kingdom; and also of such European settlements as were visited on the voyage. London, T. Cadell and W. Davies in the strand Publ, 1806, 447 p.

Bassett D. K. The Factory of the English East India Company at Bantam, 1602–1682. PhD Dissertation, University of London, 1955, 459 p.

Cocks R. Diary of Richard Cocks, Cape-Merchant in the English Factory in Japan, 1615–1622, 2 Vols. London, Hakluyt Society Publ, 1883, 424 p.

Chapman C. The Asiatic Journal and Monthly Register for British India and its Dependencies: A sketch of the Geography of Cochinchina, volume IV. London, Printed for Black, Kingsbury, Parbury, & Allen, Booksellers to the Honourable East-India Company, 1817, 656 p.

Crawfurd J. Journal of an Embassy from the Governor-General of India to the Courts of Siam and Cochin-china, 2 volumes. London, H. Colburn Publ, 1830, 475 p.

Farrington A. The English Factory in Japan: 1613–1623, in 2 vols. London, British Library Publ, 1991, 1658 p.

Finlayson G. The Mission to Siam, and Hue, the capital of Cochinchina in the year 1821–2. London, William Clowes Publ, 1826, 466 p.

Innes R. The Door Ajar: Japan’s Foreign Trade in the Seventeenth Century. Unpublished PhD Dissertation, University of Michigan, 1980, 679 p.

Ma Y. Y. English Trade in the South China Sea 1670–1715. PhD Dissertation, University of London, 1958, 470 p.

Massarella D. A World Elsewhere: Europe's Encounter with Japan in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. New Haven, Cambridge University Press, 1990, 442 p.

Mentz S. The English Gentleman Merchant at Work: Madras and the City of London 1660–1740. Copenhagen, Museum Tusculanum Publ, 2005, 304 p.

Momoki S. Dai Viet and the South China Sea Trade: From the 10th to the 15th Century. Crossroads: An Interdisciplinary Journal of Southeast Asian Studies, 1998, vol. 12, pp. 1–34.

Lamb A. The Mandarin Road to Old Hue: The Narrative of Anglo-Vietnamese Diplomacy from the Seventeenth Century to the Eve of The French Conquest. London, Archon Books Publ, 1970, 349 p.

Li T. Nguyen Cochinchina: Southern Vietnam in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. Ithaca, Cornell University Press, 1998, 194 p.

Li T. A View from the Sea: Perspectives on the Northern and Central Vietnamese Coast. Journal of Southeast Asian Studies, 2006, vol. 37, pp. 86–90.

Li T., Cooke N., Anderson J. A. The Tongking Gulf through History. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2011, 240 p.

Nguyen T. H., Tran N. D., The Sino-French war 1883–1885 and the British diplomatic attempts. Journal of Historical Studies, 2021, vol. 7, pp. 33–47.

Noel S. W. Calendar of State Papers, Colonial Series, East Indies, China and Persia, 1625–1629. London, Longman Publ, 1884, 805 p.

Pham C. M. H. A Maritime Cultural Landscape of Cochinchina: the South China Sea, maritime routes, navigation, and boats in pre-colonial central Vietnam. Perth, PhD Thesis, Murdoch University, 2016, 647 p.

Purnell C. J. The Log-book of William Adams 1614–1619, with the Journal of Edward Saris and other Documents Relations to Japan, Cochin-China. London, The Bastern Press, 1916, 172 p.

Staunton G. An Authentic Account of an Embassy from the King of Great Britain to the Emperor of China, vol. 1. London, W. Bulmer and Co, 1797, 383 p.

Tarling N. British relations with Vietnam, 1822–1858. Journal of the Malaysian Branch of the Royal Asiatic Society, 1966a, vol. 39, pp. 19–51.

Tarling N. British policy towards Siam, Cambodia and Vietnam, 1842–1858. Asian Studies, 1966b, vol. 4, pp. 240–258.

Tarling N. The Cambridge History of Southeast Asia from Early Times to 1800. Cambridge, Cambridge University Press, 1992, 706 p.

Tran N. D. British attitude towards Treaty of Annam 1874. Journal of Historical Studies, 2019, vol. 11, pp. 49–56.

Watson B. I. Foundation for Empire: English Private Trade in India, 1659–1760. New Delhi, Vikas Publ, 1980, 384 p.

Wheeler C. J. Cross-Culture Trade and Trans-Regional Networks in the Port of Hoi An: Maritime Vietnam in the Early Modern Era. Unpublished PhD Dissertation, Yale University, 2001, 203 p.

Whitmore J. K. The Rise of the Coast: Trade, State and Culture in Early Dai Viet. Journal of Southeast Asian Studies, 2006, vol. 1, pp. 103–122.

Wild A. The East India Company, Trade and Conquest from 1600. London, The Lyon Press, 2000, 194 p.

Wills J. E. China and Maritime Europe, 1500–1800: Trade, Settlement, Diplomacy, and Missions. Cambridge, Cambridge University Press, 2011, 297 p.

Wong L K. The Trade of Singapore, 1819–1869. Journal of the Malayan Branch of the Royal Asiatic Society, 1960, vol. 33, pp. 4–315.

Wong L. K. Singapore: its growth as an Entrepot Port, 1819–1941. Journal of Southeast Asian Studies, 1978, vol. 9, pp. 50–84.

Wong T-K. D. The Destruction of the English East India Company Factory on Condore Island, 1702-1705. Modern Asian Studies, 2012, vol. 46, no. 5, pp. 1097–1115.

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Тран, Н. Д., Фам, Т. Х. Т., Нгуен, К. Д., & Цао, Т. В. (2024). Ост-Индская компания и британские интересы в торговых портах Вьетнама в ранее Новое время. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 69(4), 917–934. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.405

Выпуск

Раздел

Всеобщая история