The Lenaian Festival at Classical Athens in Sociocultural Context

Авторы

  • Сергей Георгиевич Карпюк Институт всеобщей истории РАН
  • Оксана Викторовна Кулишова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2022.106

Аннотация

Статья посвящена Ленеям (Λήναια) – важной части культурно-политической жизни классических Афин. Наши представления об организации драматических агонов в Афинах, как правило, строятся на свидетельствах о Великих Дионисях, в то время как другие театральные праздники, сведения о которых не столь многочисленны, изучены гораздо меньше. Специфика Ленейского праздника проявлялось и в чисто театральной, и в социальной составляющей этого фестиваля. Ленеи, очевидно, воспринимались современниками как менее значимое событие театральной жизни, они уступали Городским Дионисиям с точки зрения ведущего театрального жанра, трагедии: в этой сфере они играли роль «малой сцены». Зато ленейские комедийные агоны проходили на самом высоком уровне. И этому в немалой степени способствовала социальная специфика: ленейская публика была существенно более «почвенной», живой и активной, нежели дионисийская. Ленеи проводились в самый холодный период года, до открытия сезона навигации, и иноземцы (прежде всего речь идет о представителях союзных полисов) там не присутствовали. Крестьяне из разных регионов Аттики составляли большую часть зрителей именно зимой, когда они были мало задействованы в сельскохозяйственных работах. Ленейский фестиваль был существенно менее пышным, к его организации были причастны менее значимые магистраты, ленейские постановки обходились существенно дешевле дионисийских. Для афинян Ленеи были, вероятно, по преимуществу крестьянским, закрытым для чужаков праздником, и преодоление зимних невзгод могло стать составной частью праздничной обстановки. «Политическая корректность» лишь в малой степени затронула ленейские постановки, их простонародный юмор перекликался с острой политической сатирой. Все это создавало особую атмосферу, которая стала фоном лучших комедий Аристофана. Недаром большинство известных нам побед поэта было связано, прежде всего, с Ленеями, а не с Великими Дионисиями.

Ключевые слова:

Древняя Греция, Афины, Ленеи, театр, религиозные празднества, Аристофан

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Сергей Георгиевич Карпюк, Институт всеобщей истории РАН

доктор исторических наук, главный научный сотрудник

Оксана Викторовна Кулишова, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор исторических наук, профессор

Библиографические ссылки

Литература

Bondar’ L.D. Afinskie liturgii V–IV vv. do n.e. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2009, 204 р. (In Russian)

Burkert W. Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche. Stuttgart, Kohlhammer, 1977, 508 p.

Cartledge P. Aristophanes and His Theatre of the Absurd. Bristol, Bristol Classical Press, 1990, 82 p.

Davies J. Demosthenes on Liturgies: A Note. Journal of Hellenic Studies, 1967, vol. 88, pp. 33–40.

Deubner L. Attische Feste. Berlin, Akademie Publ., 1956, 266 p.

Fauth W. Lenaia. Der Kleine Pauly, Bd. III, 1967, pp. 556–557.

Finogenova S.I. Mif o Dionise (po vazovym risunkam VI–V vv. do n.e.). Materialy nauchnoi konferentsii “Vipperovskie chteniia–1985”, vol. 18, iss. 1, Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1988, pp. 126–134. (In Russian)

Frieckenhaus A. Lenäenvasen. Zweiundsiebzigstes Programm zum Winckelmannsfeste der. der Archäologischen Gesellschaft zu Berlin. Berlin, Reimer Publ., 1912, 40 p.

Frisk H. λῆναι. Griechisches etymologisches Wörterbuch, Bd. II. Heidelberg, Winter, 1970. p. 117.

Habash M. Lenaean Theater. Sommerstein A. H. (ed.) The Encyclopedia of Greek Comedy. Hoboken (N. J.), Wiley-Blackwell, 2019, pp. 493–494.

IRDF – Millis B.W., Olson S.D. (eds.) Inscriptional Records for the Dramatic Festivals in Athens. IG II2 2318–2325 and Related Texts. Leiden–Boston, Brill, 2012, 238 p.

Karpyuk S.G. Klimat i geografiia v chelovecheskom izmerenii (arkhaicheskaia i klassicheskaia Gretsiia [Climate and Geography through a Human View (Archaic and Classical Greece)]. Moscow, Institute of World History of RAS Publ., 2010, 219 p. (In Russian)

Karpyuk S.G., Kulishova O.V. Khory v atticheskoi vazopisi VI–V vv. do n.e. Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva, 2017, vol. 7, pp. 69–77. (In Russian)

Kerényi К. Dionysos: Proobraz neissiakaemoĭ zhizni. Moscow, VRS Publ., 2007, 315 p. (In Russian)

Kulishova O.V. Afinskaia demokratiia i teatr. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2010, no. 1, pp. 32–38. (In Russian)

Kulishova O.V. Tema demokratii v afinskoi drame. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2010, no. 4, pp. 31–35. (In Russian)

Kulishova O.V. Antichnyi teatr: organizatsiia i oformlenie dramaticheskikh predstavlenii v Afinakh V v. do n.e. St. Petersburg, Gumanitarnaia Akademiia Publ., 2014, 320 р. (In Russian)

Kyriakidi N. Aristophanes und Eupolis: Zur Geschichte einer dichterischen Rivalität. Berlin – New York, De Gruyter, 2007, 247 p. (In German)

Latyshev V.V. Ocherk grecheskikh drevnostei. Ch. 2: Bogosluzhebnye i stsenicheskie drevnosti. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 1997, 317 p. (In Russian)

Le Guen B. Lenaea. Sommerstein A. H. (ed.) The Encyclopedia of Greek Comedy. Hoboken (N. J.), Wiley-Blackwell, 2019, pp. 492–493.

Marinovich L.P. Grazhdanin na prazdnike Velikikh Dionisii i polisnaia ideologiia. Chelovek i obshchestvo v antichnom mire. Moscow, Nauka Publ., 1998, pp. 295–362. (In Russian)

Marinovich L.P., Koshelenko G.S. Antichnaia demokratiia v svidetel’stvakh sovremennikov. Moscow, Ladomir Publ., 1996, 362 p. (In Russian)

McLeisch K. The Theatre of Aristophanes. London, Thames and Hudson, 1980, 192 p.

Mommsen A. Feste der Stadt Athen im Altertums: geordnet nach attischem Kalender. Leipzig, Teubner, 1898. 548 p. (In German)

Nikitin P.V. K istorii afinskikh dramaticheskikh sostiazanii. St. Petersburg, V. Bezobrazov Print., 1882, 210 p. (In Russian)

Nilsson M.P., Croon J.H. Lenaea. Oxford Classical Dictionary. 2nd ed. Oxford, Clarendon Press, 1970, p. 594.

Olson S. D. (ed.) Broken Laughter. Select Fragments of Greek Comedy. Oxford, Oxford University Press, 2007, 476 p.

Parke H.W. Festivals of the Athenians. Ithaca (N.Y.), Cornell University Press, 1986, 208 p.

Pierce S. Visual Language and Concepts of Cult on the ‘Lenaia Vases’. Classical Antiquity, 1998, vol. 7, iss. 1, pp. 59–95.

Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. 2nd ed., rev. by J. Gould, D.M. Lewis. Oxford, Clarendon Press, 1973, 357 p.

Powers M. Athenian Tragedy in Performance: A Guide to Contemporary Studies and Historical Debates. Iowa City, University of Iowa Press, 2014, 192 p.

Reisch E. Χορηγία. RE. Bd. III. Hbbd. 2, 1899, pp. 2409–2422. (In German)

Roscher W.Н. Lenai; Lenaios. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. II, Abteil. 2. Leipzig, Teubner, 1897, pp. 1939–1942 (In German)

Rothwell K.S., Jr. Nature, Culture, and the Origins of Greek Comedy. A Study of Animal Choruses. Cambridge, Cambridge University Press, 2007, 326 p.

Ruffell I.A. Conservative and Radical: Aristophanic Comedy and Populist Debate in Democratic Athens. Rosen R.M., Foley H.P. (eds.).Aristophanes and Politics: New Studies. Leiden–Boston, 2020, pp. 60–89.

Scrzhinskaia M.V. Drevnegrecheskie prazdniki v Ellade i Severnom Prichernomor’e. St. Petersburg, Aleteia Publ., 2010, 464 p. (In Russian)

Sharnina A.B. O sud’be tragedii i komedii v ėllinisticheskuiu epokhu. Drevnii mir i my: Klassicheskoe nasledie v Evrope i Rossii: Al’manakh, vol. III. St. Petersburg, Aleteia Publ., 2003, pp. 105–122. (In Russian).

Slater N.W. The Lenaean Theatre. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1986, Bd. 66, pp. 255–264.

Wiles D. Greek Theatre Performance: An Introduction. Cambridge–New York, Cambridge University Press, 2000, 243 p.

Загрузки

Опубликован

02.02.2023

Как цитировать

Карпюк, С. Г., & Кулишова, О. В. (2023). The Lenaian Festival at Classical Athens in Sociocultural Context. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 67(1), 92–101. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2022.106

Выпуск

Раздел

Всеобщая история