The Ideology of Women’s Emancipation as Ontogenesis of the Subject

Авторы

  • Наира Валерьевна Амбарцумян Институт литературы им. Манука Абегяна, Национальная Академия наук Республики Армения

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.410

Аннотация

Статья посвящена национальной идентичности подданных меньшинств (армян), проживающих в Османской империи как в годы Танзимата, так и после него. Впервые были проанализированы кризисные ситуации, связанные с проблемами армянских женщин, пути их преодоления и возможности формирования в этом контексте онто-генетической концепции женской субъектности. Подобный ход развития можно охарактеризовать как становление социально-общественного и литературно-культурного субъекта, который включает в себя способности и возможности социальной и культурной интеграции женщины. Цель исследования — выявить особенности трактовки субъекта в контексте трансформации литературно-культурных и историко-политических концепций, в основе которых находились философские и антропологические мирообразы женщин-авторов, с учетом типологии культуры второй половины XIX столетия в Османской империи. Задача исследования — рассмотреть и интерпретировать условия, в которых армянка, жившая в Османской империи во второй половине XIX в., лишенная права принимать решения, постепенно из объекта бессловесного порабощения шаг за шагом превращалась в социально-общественный, литературно-культурный объект и историко-политический субъект. Границы ее функциональности и субъектности, помимо общественной и благотворительной деятельности, постепенно расширялись в области литературы, искусства, культуры, переводческой, издательской деятельности и других сферах. Актуальность работы обусловлена междисциплинарным характером исследования, в соответствии с которым материал был проанализирован в контексте взаимосвязей между литературоведением, философией и социологией. При написании статьи были использованы феноменологический, историко-сравнительный и социально-философский методы исследования. В результате геополитических изменений и процессов, происходящих в историко-политической, социально-экономической и правовой системах Османской империи, предполагалось перераспределение социальной роли женщин, которое происходило на основе идеологии женской эмансипации и характеризовалась как онтогенез женщины-субъекта.

Ключевые слова:

женская эмансипация, Западная Армения, онтогенез, Османская империя, Константинополь

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Наира Валерьевна Амбарцумян, Институт литературы им. Манука Абегяна, Национальная Академия наук Республики Армения

канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр.

Библиографические ссылки

Литература

Arpiarian A. Works. Yerevan, Sovetakan Grogh Publ., 1987, pp. 524 p. (In Armenian)

Hanesian M. One hundred and twenty-fifth anniversary of St. Bera Trinity Church. Constantinople, 1932, 682 p. (In Armenian)

Hambardzumyan N. The role of Armenian charities and colleges in the process of Women’s Emancipation in the second half of the 19th century in Constantinople. Scientific Artsakh, 2021, no. 4 (11), pp. 35–43. https://doi.org/10.52063/25792652-2021.4-35 (In Armenian)

Hambardzumyan N. The role of Armenian cultural, charitable and plain-loving companies in the process of women’s emancipation in the second half of the 19th century in Constantinople. Scientific Artsakh, 2022, no. 1 (44), pp. 61–70. (In Armenian)

Hambardzumyan N. Existential-ontological Manifestations of Time in Khrimian Hayrik’s Essay “Time and Its Essence”. WISDOM, 2022, no. 3 (2), pp. 48–54.

Hambardzumyan N., Parsadanyan S. The Philosophy of Education and Upbringing as the Quintessence of Women’s Emancipation. WISDOM, 2022, no. 4 (3), pp. 75–82.

Kesaratsian E. Collection of Letters to a Reading Armenian Woman. Constantinople, Y. Myuhntesean Publ., 1879, 110 p. (In Armenian)

Papazyan A. Turkish documentary materials on Non-Muslim peoples of the Ottoman Empire (1839–1915). Yerevan, 2002, 680 p. (In Armenian)

Poghosian Y. History of Armenian cultural associations, vol. A. Vienna, Mkhitaryan Publ., 1957, 784 p. (In Armenian)

Raffi. Collection of Works: The Armenian Woman, vol. 11. Yerevan, Nairi Publ., 1991, 512 p. (In Armenian)

Tyusab S. Works: Mayta. Yerevan, Sovetakan Grogh Publ., 1981, 552 p. (In Armenian)

Yesayan Z. The Gardens of Silihdar. Yerevan, Antares Publ., 2018, 189 p. (In Armenian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2023

Как цитировать

Амбарцумян, Н. В. (2023). The Ideology of Women’s Emancipation as Ontogenesis of the Subject. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 68(4), 962–973. https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.410

Выпуск

Раздел

Всеобщая история