Армянские благотворительные общества Константинополя и проблема женской эмансипации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2022.408Аннотация
Цель работы – исследовать деятельность армянских национальных, благотворительных, попечительско-гуманитарных обществ, союзов, гимназий и школ, основанных во второй половине XIX столетия в городах Османской империи со значительным армянским населением, в частности в Константинополе, а также их роль, характер и цели в процессе женской эмансипации. Благотворительные общества помогали действующим гимназиям и школам одеждой, пропитанием, письменными принадлежностями, финансовыми средствами. Задача исследования – систематизировать гуманитарную и патриотическую деятельность этих обществ и союзов в зависимости от поставленных целей и идеологической основы. Впрочем, значимость исследования определяется не только систематизацией благотворительных обществ и гимназий, но и анализом женского вопроса в армяноведении. Актуальность исследования определяется теми представлениями, которые сложились вокруг женского вопроса и пробуждением женского самосознания во второй половине XIX – начале XX в. В контексте женского эмансипационного движения были подробно исследованы не только функциональная деятельность армянских благотворительных союзов и гимназий, основанных во второй половине XIX столетия в Османской империи, но и их цели, планы, стратегия и идеологическая база. Вместе с тем, были изучены проблемы, связанные с правами женщин, образованием и воспитанием в данных социально-общественных условиях. Подобные организации и учреждения в значительной степени способствовали женской эмансипации, получению образования, воспитания, прав в контексте социально-общественных взаимоотношений. Благотворительные союзы, школы и гимназии создавались и функционировали в результате патриотической деятельности женщин. Многие воспитанницы вышеуказанных заведений впоследствии становились учительницами, работали в новых школах и гимназиях, распространяя прогрессивные идеи женской эмансипации. Всестороннее исследование подтверждает идею о том, что сверхзадачей вышеуказанных организаций является реформирование социума. Исследование представляется важным и актуальным не только с точки зрения систематизации благотворительных организаций и гимназий, но и с позиции анализа женского вопроса в арменоведении.
Ключевые слова:
Константинополь, Османская империя, армянские благотворительные союзы, образование, гимназии и школы
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.