Бельцы и простецы. Социальные статусы в церкви Древней Руси

Авторы

  • Павел Иванович Гайденко Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Российская Федерация
  • Константин Александрович Костромин Санкт-Петербургская духовная академия Русской Православной Церкви, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.403

Аннотация

В то время как для Древней Церкви было характерно представление о царственном священстве, распространявшемся на все сообщество христиан, церковные институты Средневековья уже представляли развитую и сложную иерархическую систему, положение человека в которой было лишено этого царственного равенства. В условиях средневекового общества место человека в церкви, в том числе в литургических практиках, во многом было обусловлено его положением в сложной системе социальных страт и иерархий. Древняя Русь и ее церковная организация не были исключением. Некоторые правила ≪Канонических ответов митрополита Иоанна≫ вполне наглядно демонстрируют подобное положение дел. В статье даны общая историография, показывающая, что этому важному памятнику исследователи уделяли недостаточно внимания, краткий обзор переводов памятника на славянский и русский язык, а также изданий. Основным предметом рассмотрения стала одна из рекомендаций, данная митро-политом относительно того, кто имеет право сидеть во время определенных моментов богослужения. Греческие термины laikos и kosmikos соотносятся со славянскими понятиями бельцы и простецы. Если термин laikos был более связан с церковным статусом, то бельцы находились, видимо, на более высоком положении, чем простецы (kosmikous). Термин ≪белец≫ не соотносится и с привычной социальной градацией древнерусского социума, известной по древнерусским источникам, прежде всего по правовым. Предварительный анализ затрагиваемого правила демонстрирует, как социальный статус человека отражался в богослужебных действиях. В статье проанализированы сами моменты богослужения, социальные термины, использованные в девятом правиле ≪Канонических ответов≫, и характер запрета. Авторы отмечают несоответствие византийских социальных реалий древнерусским, не вполне удачное соотношение греческих и древнерусских социальных терминов, а также плохое качество перевода ≪Канонических ответов≫ древнерусским книжником.

Ключевые слова:

каноническое право, история Русской церкви, Древняя Русь, митрополит Иоанн II, богослужение, социальное устройство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Адельгейм П., свящ. Догмат о церкви в канонах и практике. Реанимация церковного суда. Нижний Новгород: [б. и.], 2008. 206, [1] с.

Андреев А. А. Чинопоследование утрени по древнерусским Часословам студийской эпохи // Электронный научный журнал студентов и аспирантов БФ ПСТГУ. 2016. № 8. С. 12.

Артемов С. Н., Гайденко П. И. К истории одного канонического памятника. о возможных причинах появления "Канонических ответов" митрополита Иоанна Продрома // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 215–226.

Афанасьев Н., прот. Служение мирян в церкви. М.: Изд. Свято-Филаретовской Московской высшей православно-христианской школы, 1995. 104 с.

Баранкова Г. С. «Правило» митрополита Иоанна II: текстологический и лингвистический аспекты исследования // Славянское и балканское языкознание / Отв. ред. В. С. Ефимова. М.: Институт славяноведения РАН, 2022. С. 121–139.

Баранкова Г. С., Макеева И. И. Принципы составления и редактирования соборных правил и толкований в Кормчей ранней русской редакции // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. 2021. № 1. С. 9–41.

Гайденко П. И. К вопросу о статусе мирянина или несколько наблюдений о церковных наказаниях мирян на Руси ХI–ХIII вв. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 180–191.

Гайденко П. И. Образование древнерусских епископов (конец X — первая треть XIII вв.) // Христианское чтение. 2014. № 4. С. 6–32.

Гайденко П. И., Москалёва Л. А., Фомина Т. Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013. 142 с.

Данилевский И. Н. Холопское счастье Даниила Заточника // Казус 2002: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. М., 2002. С. 94–107.

Заграевский С. В. О предназначении полатей (хор) в древнерусских храмах // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (24 апреля 2009 г.). Сборник статей / [Редкол: М. А. Барашев и др.; сост. Т. Б. Шестернина]. Владимир: Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького, 2010. С. 182–195.

Корогодина М. В. Кормчие книги XIV — первой половины XVII века: в 2 т. Т. 2: Описание редакций. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2017. 648 c.

Корогодина М. В. Новгородская (Климентовская) Кормчая // Православная энциклопедия. М., 2018. Т. 51. С. 451–453.

Костромин К. А., прот., Волужков Д. В. К вопросу об отношении антилатинской полемики к церковному праву Древней Руси (ХI–ХII века) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2019. № 1 (11). С. 44–56.

Макарий (Булгаков), еп. Винницкий История Русской Церкви. СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1857. Т. 2: В период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха. 988–1240. [Отд. 2. Состояние русской церкви от первой попытки к независимости ее от константинопольского патриарха до второй попытки, или от митрополита Илариона до митрополита Климента Смолятича. 1051–1147]. [4], 368, IV с.

Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 537, [6] с.

Мошкова Л. В. Апостольские правила в Кормчей русской редакции: принципы соединения текста // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3 (37). С. 79–80.

Мошкова Л. В. Апостольские правила в Кормчей русской редакции: принципы соединения текста // Религии мира: История и современность. 2006–2010. СПб., 2012. С. 44–75.

Назаренко А. В. Иоанн II // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. Т. 23. С. 471–475.

Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб.: Тип. Акад. наук, 1878. VI, 210 с.

Пихоя Р. Г. Возникновение памятников покаянной дисциплины Древней Руси в XI в. // Пихоя Р. Г. Записки археографа. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2016. C. 42–55.

Пихоя Р. Г. Митрополит Иоанн II как канонист и дипломат // Пихоя Р. Г. Записки археографа. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2016. C. 56–65.

Рукавишников А. В. Древнерусская знать домонгольского периода: Историко-терминологическое исследование: диссертация… канд. ист. наук. М., 2004. 176 с.

Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1, 2, 3. М.: Паломник, 1995. 936 с.

Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа — древнейшее русское «вопрошание» // Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. М.: Индрик, 2004. Вып. 11. C. 211–262.

Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви / Труды. Т. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. 432.

Щапов Я. Н., Бегунов Ю. К. О завершении издания текста древнеславянской Кормчей в ХIV титулах без толкований // Bysantinobulgarica. T. IV. Sofia, 1973. С. 105–112.

Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII в. М.: Наука, 1978. 291 с.

Щепеткин А. В., диак. Какой была утренняя молитва в Древней Руси: чин утрени по Студийскому Часослову XIV в. // Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение. Сборник статей региональной конференции (Екатеринбург, 24–25 октября 2019 г.). Екатеринбург: Миссионерский институт, 2019. С. 331–346.

Щепеткин А. В. Суточный богослужебный круг по древнерусскому Часослову XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Наука, 2020. Т. 67. С. 21–35.

Щепеткин А. В., диак. Часослов XIV века О. П. I. 2 в сравнении с другими древнерусскими часословами // Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции. Екатеринбург: Изд-во ЕПДС, 2019. С. 197–208.

Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI wieku. Warszawa: Państwowe wydawnictwo naukowe, 1968. 252 р.

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Гайденко, П. И., & Костромин, К. А. (2024). Бельцы и простецы. Социальные статусы в церкви Древней Руси. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 69(4), 880–893. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.403

Выпуск

Раздел

Отечественная история