Мариенбургская дорога как пример переформатирования ганзейских коммуникаций

Авторы

  • Марина Борисовна Бессуднова Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.211

Аннотация

История Мариенбургской дороги, соединявшей Мариенбург и Псков, позволяет обратиться к проблеме переформатирования русско-ганзейского и русско-ливонского торгового сообщения в начале Нового времени. Ливонские города Ганзы стремились сохранить традиционные потоки трафика и блокировать несанкционированные («необычные») маршруты, тогда как ливонские государи старались превратить транзитную торговлю в объект собственной власти и расширить свои торговые прерогативы путем включения «дел купцов» в сферу, входивших в компетенцию государей-ландсгерров. Благодаря русско-ливонским соглашениям конца XV в. Мариенбургская до-
рога начала терять свой «необычный» характер, одновременно меняя ганзейскую логистику на юго-востоке Ливонии, поскольку направляла псковские товаропотоки не на «стапель» (место санкционированного товарообмена) в Дерпте, а вглубь орденских владений и в Ригу. Первая стадия изменения ганзейской трассы, инициированная орденом, диктовалась намерением оптимизировать соляную торговлю ордена и, возможно, активизировать экспорт псковских льна и пеньки. После неудачных попыток перенести из Новгорода в Нарву ганзейскую контору магистр Вольтер фон Плеттенберг в 1522 г. открыл Мариенбургскую дорогу для русской торговли в обход Дерпта и Ревеля, что позволило улучшить сообщение владений ордена с Псковом и Ригой и существенно повысить их экспортные возможности. Дерпт и Ревель пытались заставить магистра закрыть новую дорогу, но потерпели фиаско ввиду отстраненности «заморской» Ганзы, штрекбрехерства Риги, расширившей свой хинтерланд, и обретения Плеттенбергом в 1530 г. статуса имперского князя, что позволило ему объявить дороги Ливонии священными, имперскими и свободными и заявить об исключительности своих прав на них. В результате в 1532–1533 гг. он окончательно легализовал Мариенбургскую дорогу, открыл Баускбургскую дорогу в Литву, определил условия пользования дорогами орденского подчинения и запретил стихийно возникавшие «необычные» дороги.

Ключевые слова:

Мариенбургская дорога, Ганза, Ливония, Ливонский орден, Псков, Дерпт, Рига, ганзейские коммуникации, «необычные» дороги

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Марина Борисовна Бессуднова, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

д-р ист. наук, проф.

Библиографические ссылки

Литература

Ahvenaninen J. Der Getreidehandel Livlands im Mittelalter. Helsinki, Societas Scientiarum Fennica, 1963, 253 p.

Angermann N. Deutsche Kaufleute im mittelalterlichen Novgorod und Pleskau. Deutsche im Nordosten Europas. Koln, Bohlhaus, 1991, pp. 59–86.

Angermann N. Die Bedeutung Livlands fur die Hanse. Die Hanse und der deutsche Osten. Luneburg, Nordostdeutsches Kulturwerk, 1990, pp. 97–115.

Angermann N. Zu den rechtlichen Grundlagen des Hansehandels in Pleskau. Recht und Alltag im Hanseraum. Gerhard Theuerkauf zum 60. Geburtstag. Luneburg, Deutsches Salzmuseum, 1993, pp. 17–30.

Benninghoven F. Die Burgen als Grundpfeilen des spatmittelalterlichen Wehrwesens im preu.isch-livlandischen Deutschordensstaat. Burgen im deutschen Sprachraum. Ihre rechts- und verfassungsgeschichtliche Bedeutung. Sigmaringen, Rheinland-Verlag, 1976, pp. 565–601.

Bessudnova M. B. K voprosu o torgovle mezhdu Pskovom i Derptom v 90-e gg. XV v. (po livonskim istochnikam). Arkheologia i istoriia Pskova i Pskovskoi zemli: materialy nauchnogo seminara, issue 55. Pskov, [s. n.], 2010, pp. 70–78. (In Russian)

Bessudnova M. B. Russko-ganseiskie otnosheniia pervoi poloviny XVI veka. St. Petersburg, Evrasiia Publ., 2021, 480 p. (In Russian)

Bessudnova M. B. Spetsifika i dinamika razvitiia russko-livonskih protivorechii v poslednei treti XV veka. Voronezh, Nauchnaia kniga Publ., 2016, 464 p. (In Russian)

Bocker H. Die kleine Hansestadt in ihren „europaischen Dimensionen“. Beitrage zur hansischen Kultur-, Verfassungs- und Schiffahrtsgschichte. Weimar, Hermann Bohlaus Nachfolger, 1998, pp. 239–252.

Bruck T. Riga in der ersten Halfte des 15. Jahrhunderts: Das Verhaltnis der Stadt zum Orden, zum Erzbischof und zur Hanse. Stadtisches Leben im Baltikum zur Zeit der Hanse: Zwolf Beitrage zum 12. Baltischen Seminar. Luneburg, Carl-Schirren-Gesellschaft, 2003, S. 43–92.

Bruns F., Weczerka H. Hansische Handelsstra.en, Bd. 2. Koln, Bohlau, 1967, 792 S.

Dollinger Ph. Die Hanse. Stuttgart, Alfred Kroner, 2012, 655 S.

Doroshenko V. V. Ocherki agrarnoi istorii Latvii v XVI veke. Riga, Izdatel’stvo AN Latviiskoi SSR Press, 1960, 322 p. (In Russian)

Ensch G. Rivalry between Riga and Tartu for the trade with Pskov in the XVI and XVII Centuries. Baltic and Scandinavian Countries, 1938, vol. 4, no. 2, pp. 145–154.

Goetz L. K. Deutsch-russische Handelsvertrage des Mittelalters. Hamburg, Biblio-Bazaar, 1916, 394 S.

Gra.mann A. Lubeck und der deutsche Osten im Spatmittelalter. Die Hanse und der deutsche Osten. Lubeck, Nordostdeutsches Kulturwerk, 1990, S. 97–115.

Henn V. Der hansische Handel mit Nahrungsmitteln. Nahrung und Tischkultur im Hanseraum. Munster, Waxmann, 1996, S. 23–48.

Kivimae J. Die Rolle von Dorpat (Tartu) im hansisch-russischen Handel im Mittelalter. Steinbrucke: Estische historische Zeitschrift, 1998, Nr. 1, S. 9–17.

Kivimae J. Medieval Narva: Featuring a small town between East and West. Narva und die Ostseeregion = Narva and the Baltic Sea Region: Beitrage der II. Internationalen Konferenz uber die politischen und kulturellen Beziehungen zwischen Russland und der Ostseeregion, Narva, 1.-3. Mai 2003. Narva, [s. n.], 2004, S. 17–27.

Kivimae J. Zwischen Reval und Lubeck. Die Narva-Frage in der Handelspolitik der spaten Hansezeit. „Hansisch“ oder „nicht hansisch“. Das Beispiel der kleinen Stadte und Livlands in der Hanse. Wismar, Callidus, 2019, S. 23–42.

Kreem J. Stadt und Landesherr als Geschaftspartner: Die Handelsangelegenheiten in den Beziehungen zwischen dem Deutschen Orden und der Stadt Reval. Stadtisches Leben im Baltikum zur Zeit der Hanse: Zwolf Beitrage zum 12. Baltischen Seminar. Luneburg, Carl-Schirren-Gesellschaft, 2003, S. 93–112.

Maesalu A. Archaologische Erkenntnisse zum Handel in Tartu (Dorpat) vom 12. bis zum 17. Jahrhundert.

Lubecker Kolloquium zur Stadtarchaologie im Hanseraum, Bd. 2. Lubeck, Schmidt-Romhild, 1999, S. 427–434.

Mīsans I. Wolmar. Eine hansishe Kleinstadt im mittelalterlichen Livland. Aus der Geschichte Alt-Livlands. Festschrift fur Heinz von zur Muhlen zum 90. Geburtstag. Munster, LIT, 2004, S. 39–54.

Niitemaa V. Die Binnenhandel in der Politik der livlandischen Stadte im Mittelalter. Helsinki, Suomalainen Tiedeakat, 1952, 379 S.

Petersen N. Raum und Zeit im Landverkehr um 1500. Die Viabundus-Karte des vormodernen Verkehrs in Norddeutschland. Markte, Messen und Waren im hansischen Handel. Wismar, Callidus, 2021, S. 325–356.

Petersen N., Holterman B., Huang A. Digitale Werkzeuge zur Analyse von Stra.en und Wasserwegen als Ruckgrat eines vormodernen Marktenetzwerks in Zentral- und Ostmitteleuropa. Zeitschrift fur Ostmitteleuropa-Forschung, 2021, Bd. 70, S. 347–350.

Piirimae H. Dorpats/Tartus Handelsstra.en (bis zum Nordischen Krieg). 6. Forum Balticum „Europa als Brucke — Europaische Wege zwischen Tartu/Dorpat and Pskow/Pleskau“. Tartu, Dorpat, 1998, pp. S–107.

Poltsam-Jurjo I. Neu-Pernau und sein landliches Hinterland am Anfang der Fruhen Neuzeit. Das Leben auf dem Lande im Baltikum: elf Beitrage zum 18. Baltischen Seminar 2006. Luneburg, Carl-Schirren-Gesellschaft, 2012, S. 153–173.

Raba J. Der Au.enhandel als Faktor der russischen Au.enpolitik an der Schwelle der Neuzeit. Forschungen zur osteuropaischen Geschichte, 1980, Bd. 27, S. 110–132.

Rebas H. Die Axelsohne (Tott) und der Narvahandel 1468–1478. Fernhandel und Handelspolitik der baltischen Stadte in der Hansezeit. Beitrage zur Erforschung mittelalterlicher und fruhneuzeitlicher Handelsbeziehungen und -wege im europaischen Rahmen. Luneburg, Nordostdeutsches Kulturwerk, 2001, S. 178–182.

Šaskol’skij I. P. Hauptrichtungen und -wege in den Handelsbeziehungen Russlands mit Wesreuropa im 16. und 17. Jahrhhundert. Burgertum, Handelskapital, Stadtebunde. Weimar, Bohlaus, 1975, S. 46–57.

Selart A. Die kleinen Stadte Livlands und ihre Rolle in der oder fur die Hanse. „Hansisch“ oder „nicht hansisch“. Das Beispiel der kleinen Stadte und Livlands in der Hanse. Wismar, Callidus, 2019, S. 23–42.

Selart A. Orthodox Churches in Medieval Livonia. The clash of cultures on the medieval Baltic frontier. Fahrnam, Ashgate, 2009, S. 273–290.

Selart A., Tvauri A., Laanelaid A. Die Burg Warbeck (Kastr). Baltic Journal of Art History, 2017, Bd. 13, S. 39–74.

Selin A. A. Ivanogorodskaia doroga: zapadnyi uchastok. Krepost’ Ivangorod. Hovye otkrytiia. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1997, pp. 215–223. (In Russian)

Skutans G. Gauiskii koridor: severo-vostochnoe napravlenie Rizhskikh torgovykh sviazei v XII–XVI vekakh. Staroladozhskii sbornik, issue 4. St. Petersburg, Staraia Ladoga Publ., 2001, pp. 48–56. (In Russian)

Stern C. V. Livlands Ostgrenze im Mittelalter vom Peipus bis zur Duna. Mitteilungen aus der baltischen Geschichte, 1924–1926, Bd. 23, S. 195–240.

Vogelsang R. Salz und Korn. Zum Revaler Handel im 15. Jahrhundert. Acta Baltica, 1974, Bd. 14, S. 135–172.

Vogtherr H.-J. Livlandhandel und Livlandverkehr Lubecks am Ende des 15. Jahrhunderts. Fernhandel und Handelspolitik der baltischen Stadte in der Hansezeit. Beitrage zur Erforschung mittelalterlicher und fruhneuzeitlicher Handelsbeziehungen und -wege im europaischen Rahmen. Luneburg, Nordostdeutsches Kulturwerk, 2001, S. 201–237.

Weczerka H. Hansische Handelswege in den nordwestrussischen Raum. Nowgorod — Markt und Kontor der Hanse. Koln, [s. n.], 2002, S. 15–24.

Zeida A. Eine Veranderungen in der Organisation der handwerklichen Produktion in Riga unter dem Einflu.des Au.enhandels im 16. Und 17. Jahrhundert. Gewerbliche Produktion und Land-Stadt-Beziehungen. Weimar, Bohlaus, 1979, S. 82–90.

Загрузки

Опубликован

27.06.2024

Как цитировать

Бессуднова, М. Б. (2024). Мариенбургская дорога как пример переформатирования ганзейских коммуникаций. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 69(2), 412–430. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.211

Выпуск

Раздел

Всеобщая история

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)