Мариенбургская дорога как пример переформатирования ганзейских коммуникаций
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.211Аннотация
История Мариенбургской дороги, соединявшей Мариенбург и Псков, позволяет обратиться к проблеме переформатирования русско-ганзейского и русско-ливонского торгового сообщения в начале Нового времени. Ливонские города Ганзы стремились сохранить традиционные потоки трафика и блокировать несанкционированные («необычные») маршруты, тогда как ливонские государи старались превратить транзитную торговлю в объект собственной власти и расширить свои торговые прерогативы путем включения «дел купцов» в сферу, входивших в компетенцию государей-ландсгерров. Благодаря русско-ливонским соглашениям конца XV в. Мариенбургская до-
рога начала терять свой «необычный» характер, одновременно меняя ганзейскую логистику на юго-востоке Ливонии, поскольку направляла псковские товаропотоки не на «стапель» (место санкционированного товарообмена) в Дерпте, а вглубь орденских владений и в Ригу. Первая стадия изменения ганзейской трассы, инициированная орденом, диктовалась намерением оптимизировать соляную торговлю ордена и, возможно, активизировать экспорт псковских льна и пеньки. После неудачных попыток перенести из Новгорода в Нарву ганзейскую контору магистр Вольтер фон Плеттенберг в 1522 г. открыл Мариенбургскую дорогу для русской торговли в обход Дерпта и Ревеля, что позволило улучшить сообщение владений ордена с Псковом и Ригой и существенно повысить их экспортные возможности. Дерпт и Ревель пытались заставить магистра закрыть новую дорогу, но потерпели фиаско ввиду отстраненности «заморской» Ганзы, штрекбрехерства Риги, расширившей свой хинтерланд, и обретения Плеттенбергом в 1530 г. статуса имперского князя, что позволило ему объявить дороги Ливонии священными, имперскими и свободными и заявить об исключительности своих прав на них. В результате в 1532–1533 гг. он окончательно легализовал Мариенбургскую дорогу, открыл Баускбургскую дорогу в Литву, определил условия пользования дорогами орденского подчинения и запретил стихийно возникавшие «необычные» дороги.
Ключевые слова:
Мариенбургская дорога, Ганза, Ливония, Ливонский орден, Псков, Дерпт, Рига, ганзейские коммуникации, «необычные» дороги
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.