The Russian Empire as a Regulator of the Hajj and Russian Orthodox Pilgrimage
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.215Аннотация
Исследование Айлин Кейн «Российский хадж: империя и паломничество в Мекку» (М.: Новое литературное обозрение, 2021. 296 с.; первое издание — Ithaca, Cornell Press, 2015, 256 p.) посвящено российскому имперскому опыту администрирования хаджа — паломничества мусульман из Поволжья, Кавказа, Центральной Азии на Ближний Восток. Книга представляет интерес не только с точки зрения востоковедения или истории религии, в ней содержится потенциал компаративного подхода, так как автор регулярно иллюстрирует свои наблюдения и выводы, обращаясь к анализу русской политики в отношении христиан арабских провинций Османской империи. А. Кейн выдвигает дискуссионный тезис о том, что Россия оказывала негласное покровительство хаджу
своих подданных. Если покровительство православному паломничеству полностью соответствовало геополитической роли России на Ближнем Востоке и идеологии царизма, то декларировать свою заинтересованность в правильно устроенном хадже российское правительство не могло, так как это вызвало бы резкую критику со стороны Святейшего Синода. Управление хаджем отвечало потребности государства интегрировать мусульманских подданных и тем самым обезопасить систему имперского правления. Потоки верующих разных конфессий, объединенных властью одной династиии пользующихся ее консульской защитой, в пространстве Османской империи могут быть рассмотрены через призму исторической компаративистики. Модусами сравне-
ния в таком случае могут быть: усвоение властью традиций паломничества и хаджа, их модернизация, противоречия в претворении политики в жизнь, дипломатическаязащита, подчинение духовенства бюрократической имперской системе. Из глубоких различий двух религиозных культур — христианства и ислама — следовали и очевидные различия российского мусульманского и православного присутствия на Ближнем Востоке. Православные паломники — подданные царя — могли воспользоваться услугами и консультациями Императорского Православного Палестинского общества, по прибытии к месту паломничества они могли остановиться в постройках, относящихся к «Русской Палестине», им помогала Русская духовная миссия в Иерусалиме. Мусульманские же подданные царя были лишены подобных инструментов официальной защиты.
Ключевые слова:
Российская империя, ислам, паломничество, хадж, православие, Османская империя, Центральная Азия
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.