Кризисные решения в римской религиозной экспертизе периода Ганнибаловой войны

Авторы

  • Андрей Владимирович Васильев Санкт-Петербургский государственный университет; Университет ИТМО, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2025.108

Аннотация

Вторая Пуническая война стала серьезным испытанием на прочность не только для политической системы Римской республики, но и для ее религиозных институтов. Поражения при Тразименском озере и при Каннах вызвали в римском обществе панические настроения, которые способствовали нестандартным подходам в сфере принятия решений по религиозным вопросам и инноваций в области религиозной экспертизы. В период острых военных кризисов сенат нередко принимал решения о введении тех или иных новшеств в религиозные практики, мотивируя это обращением к той или иной религиозной экспертизе, редко применяемой в обычных условиях (Сивиллины оракулы, Дельфийский оракул). Кроме того, в период войны с Ганнибалом римляне вспоминают о довольно редких италийских практиках гаданий, таких как использование гадательных дощечек из Цере и Фалерий. Также можно отметить более частые упоминания в источниках об обращении римских полководцев к частным религиозным экспертам (в первую очередь к этрусским гаруспикам) за консультацией по тому или иному поводу. Наконец, в отдельных случаях сами военачальники претендуют на некое личное откровение и используют религиозные чувства воинов в целях укрепления своего авторитета и веры в победу (классическим примером такого рода является Публий Корнелий Сципион Африканский). Анализ подобных фактов позволяет сделать некоторые выводы об изменении религиозной атмосферы в римском обществе в течение войны. Очевидно, что сенат вынужден был реагировать на эти изменения и в поисках дополнительных источников религиозного авторитета расширять круг возможных религиозных экспертов, привлекая подчас довольно экзотические источники (например, признание так называемых Марциевых книг). В долгосрочной перспективе все это не могло не способствовать размыванию авторитета традиционных римских религиозных институтов и генезису религиозного скептицизма.

Ключевые слова:

Ганнибалова война, дивинация, Сивиллины книги, кризис, религиозная экспертиза

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Васильев А. В. Exempla религиозной практики гаруспиков в трактате Цицерона "О дивинации" // Индоевропейское языкознание и классическая филология XXVII (1) (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 26–28 июня 2023 г. СПб.: ИЛИ РАН, 2023. С. 216–226.

Дюмезиль Ж. Религия древнего Рима/ Пер. с франц. Т.И. Смолянской. СПб.: издательский проект «Квадривиум», 2018. 896 с.

Кулишова О. В. Посольства Рима в Дельфы во время Второй Пунической войны// Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 5. 2006. С. 277–286.

Кораблев И. Ш. Ганнибал. М.: Наука, 1976. 399 с.

Ревяко К. А. Пунические войны. Мн.: Университетское, 1988. 272 с.

Рюпке Й. Дивинация и принятие политических решений в эпоху Республики// Вестник древней истории. 2005. № 1. C. 34–48.

Сморчков А. М. Римская религия во времена Второй Пунической войны// Пунические войны: история великого противостояния: военные, дипломатические, идеологические аспекты борьбы между Римом и Карфагеном / Под ред. О. Л. Габелко и А. В. Короленкова. СПб., 2017. С. 219–243.

Сухарев А. К. К вопросу о соотнесении так называемого «сенатусконсульта о вакханалиях» из Тириоли и сообщения Тита Ливия о преследовании вакханалий в Риме// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2010. № 4. С. 91–98.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М.: «Наука», 1987. 320 с.

Beard M. Priesthood in the Roman Republic // Pagan Priests: Religion and Power in the Ancient World/ Eds. M. Beard and J. North. Ithaca – New York: Cornell University Publishing, 1990. P. 39–50.

Burkert W. Signs, Commands, and Knowledge: Ancient Divination between Enigma and Epiphany // Mantikê: studies in ancient divination / Ed. by S. Iles Johnston and P.T. Struck. Religions in Graeco-Roman world. Vol. 155. Leiden-Boston: Brill, 2005. P. 29–49.

Clark J. H. Roman Optimism Before Cannae: The Vow of the "Ver Sacrum" (Livy 22.10) // Mnemosyne. 2014. Vol. 67. Fasc. 3. P. 405–422.

Eckstein A. M. Human Sacrifice and Fear of Military Disaster in Republican Rome // AJAH 1982. No 7. P. 69–95

Golden G. K. Crisis Management during the Roman Republic: the Role of Political Institutions in Emergencies. New York: Cambridge University Press, 2013. 245 p.

Gruen E. S. The Hellenistic World and the Coming of Rome. Vol. I. Berkeley – Los Angeles: University of California Press, 1984. 862 p.

Kragelund P. Dreams, Religion and Politics in Republican Rome // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 2001. Bd. 50. H. 1. P. 53–95.

MacBain B. Prodigy and Expiation: a Study in Religion and Politics in Republican Rome// Latomus. 177. Bruxelles, 1982. 142 p.

Miles R. Hannibal and Propaganda // A Companion to Punic Wars / Ed. by D. Hoyos. Oxford: Blackwell Publishing, 2011. P. 260–279.

O’Connel R. L. The Ghosts of Cannae: Hannibal and the Darkest Hour of the Roman Republic. New York: Random House Trade Paperbacks, 2011. 310 p.

Orlin E. Temples, Religion, and Politics in the Roman Republic. New York: Brill, 1997. 227 p.

Rawson E. Caesar, Etruria and the Disciplina Etrusca // JRS. 1978. Vol. 68. P. 132–152.

Toynbee A. J. Hannibal’s Legacy: The Hannibalic war’s Effects on Roman life. Vol. II. London: Oxford University Press, 1965. 752 p.

Загрузки

Опубликован

24.04.2025

Как цитировать

Васильев, А. В. (2025). Кризисные решения в римской религиозной экспертизе периода Ганнибаловой войны. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 70(1), 137–147. https://doi.org/10.21638/spbu02.2025.108

Выпуск

Раздел

Всеобщая история