Политические отделы на советских железных дорогах в годы военного коммунизма
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.206Аннотация
В статье рассматривается деятельность железнодорожных политических отделов в 1919–1920 гг. Они представляли собой чрезвычайные органы, создававшиеся большевистским руководством при Наркомате путей сообщения для решения злободневных задач в авральном режиме. Проанализирована деятельность данных организаций по установлению своего диктата на стальных магистралях в первые годы советской власти. Исследование практик работы политотделов представляется актуальным в контексте осмысления механизмов противоречивого политического воздействия Советского государства на отечественный социум. Новизна исследования обусловлена малой изученностью темы, а также использованием автором не введенных ранее в научный оборот многочисленных источников, обнаруженных в нескольких архивных фондах. В статье приведены факты, дающие отчетливое представление о двух этапах функционирования изучаемых организаций. Аргументируется суждение о том, что на первом из них (март 1919 г. — январь 1920 г.) акцентировалось внимание на политико-просветительской деятельности рассматриваемых органов; выявлено минимальное воздействие их на экономические и политические сферы. Зато на втором этапе (январь 1920 г. — январь 1921 г.), когда ведомство политотделов фактически превратилось в орудие наркома путей сообщения Л. Д. Троцкого, оно сумело подчинить своему влиянию все основные структуры транспортного комплекса страны. В статье представлена авторская разработка проблемы распространения диктата политуправлений и Наркомата путей сообщения на отдельные железные дороги, на их участки и на трудовые коллективы. Подробно характеризуется процедура изживания партикуляризма партийных и профсоюзных комитетов на стальных магистралях. Вместе с тем, анализируя стенограммы и протоколы съездов партии и Советов, изучая делопроизводственные документы одного их основных политуправлений, автор развивает высказанную ранее в научной литературе идею о слиянии политических отделов и усмиренного ими профсоюза транспортников в мощную партийно-государственную структуру, руководя которой Л. Д. Троцкий и его команда становились ключевыми игроками восстановления экономики страны после Гражданской войны.
Ключевые слова:
политотделы, Наркомат путей сообщения, Главполитпуть, Петрополитпуть, Е. Ф. Розмирович, Л. Д. Троцкий, А. П. Розенгольц, С. М. Гессен, приказ № 1042, Цектран.
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.