Политические отделы на советских железных дорогах в годы военного коммунизма

Авторы

  • Александр Юрьевич Давыдов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.206

Аннотация

В статье рассматривается деятельность железнодорожных политических отделов в 1919–1920 гг. Они представляли собой чрезвычайные органы, создававшиеся большевистским руководством при Наркомате путей сообщения для решения злободневных задач в авральном режиме. Проанализирована деятельность данных организаций по установлению своего диктата на стальных магистралях в первые годы советской власти. Исследование практик работы политотделов представляется актуальным в контексте осмысления механизмов противоречивого политического воздействия Советского государства на отечественный социум. Новизна исследования обусловлена малой изученностью темы, а также использованием автором не введенных ранее в научный оборот многочисленных источников, обнаруженных в нескольких архивных фондах. В статье приведены факты, дающие отчетливое представление о двух этапах функционирования изучаемых организаций. Аргументируется суждение о том, что на первом из них (март 1919 г. — январь 1920 г.) акцентировалось внимание на политико-просветительской деятельности рассматриваемых органов; выявлено минимальное воздействие их на экономические и политические сферы. Зато на втором этапе (январь 1920 г. — январь 1921 г.), когда ведомство политотделов фактически превратилось в орудие наркома путей сообщения Л. Д. Троцкого, оно сумело подчинить своему влиянию все основные структуры транспортного комплекса страны. В статье представлена авторская разработка проблемы распространения диктата политуправлений и Наркомата путей сообщения на отдельные железные дороги, на их участки и на трудовые коллективы. Подробно характеризуется процедура изживания партикуляризма партийных и профсоюзных комитетов на стальных магистралях. Вместе с тем, анализируя стенограммы и протоколы съездов партии и Советов, изучая делопроизводственные документы одного их основных политуправлений, автор развивает высказанную ранее в научной литературе идею о слиянии политических отделов и усмиренного ими профсоюза транспортников в мощную партийно-государственную структуру, руководя которой Л. Д. Троцкий и его команда становились ключевыми игроками восстановления экономики страны после Гражданской войны.

Ключевые слова:

политотделы, Наркомат путей сообщения, Главполитпуть, Петрополитпуть, Е. Ф. Розмирович, Л. Д. Троцкий, А. П. Розенгольц, С. М. Гессен, приказ № 1042, Цектран.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Александр Юрьевич Давыдов, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

д-р ист. наук, проф.

Библиографические ссылки

Литература

Anfert’ev I. A. Deiatel’nost’ komissii praviashchei RKP(b): opyt kollektivnogo upravleniia gosudarstvennymi strukturami v krizisnye periody pervykh let Sovetskoi vlasti. Istoriia: fakty i simvoly, 2017, no. 3 (12), pp. 7–19. (In Russian)

Davydov A. Iu. Revoliutsionnye voennye zheleznodorozhnye tribunaly na Severo-Zapade Rossii. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2023, vol. 68, issue 2, pp. 353–375. (In Russian)

Gaidamakin A. V. Formirovanie sovetskoi kontseptsii zheleznodorozhnogo transporta i problemy ee realizatsii: sotsiokul’turnyi aspekt. 1917–1930-e gg. Omsk, Omskii gosudarstvennyi universitet putei soobshcheniia Press, 2018, 161 p. (In Russian)

Gaidamakin A. V., Khromenkova G. N. Stanovlenie i deiatel’nost’ sistemy komissarskogo pravleniia na zheleznykh dorogakh (1919–1921 gg.). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 5 (182), pp. 49–56. (In Russian)

Kheivud E. Inzhener revolyutsionnoi Rossii. Yurii Vladimirovich Lomonosov (1876–1952) i zheleznye dorogi. Moscow, Uchebno-metodicheskii tsentr po obrazovaniiu na zheleznodorozhnom transporte Publ., 2013, 444 p. (In Russian)

Klimov I. P. Istochniki transportnogo prava v sovetskom gosudarstve (oktiabr’ 1917–1920 g.). Aktual’nye problemy rossiiskogo prava, 2017, no. 4 (77), pp. 11–18. (In Russian)

Kostin A. L. Vmesto predisloviia. “Zagadochnyi” pushkinist iz “klana Gessenov”. “Liubov’ k rodnomu pepelishchu…”. Etiudy o Pushkine. Moscow, Algoritm Publ., 2015, pp. 5–35. (In Russian)

Pavliuchenkov S. A. Orden mechenostsev. Partiia i vlast’ posle revoliutsii. 1917–1929 gg. Moscow, Sobranie Publ., 2008, 463 p. (In Russian)

Pavliukov A. E. Ezhov. Biografiia. Moscow, Zakharov Publ., 2007, 574 p. (In Russian)

Rat’kovskii I. S. Dzerzhinskii: Ot “Astronoma” do “Zheleznogo Feliksa”. Moscow, Algoritm Publ., 2017, 464 p. (In Russian)

Senin A. S. Moskovskii zheleznodorozhnyi uzel. 1917–1922 gg. Moscow, URSS Publ., 2004, 573 p. (In Russian)

Senin A. S. Upravlenie zheleznodorozhnym transportom Rossii v epokhu voin i revoliutsii (1914–1922 gg.). Dr. Sci. thesis abstract (History). Moscow, 2006, 815 p. (In Russian)

Voitikov S. S. Profsoiuznaia diskussiia i vnutripartiinaia bor’ba v RKP (b) v 1919–1921 gg. Rossiiskaia istoriia, 2016, no. 1, pp. 44–66. (In Russian)

Voitikov S. S. Uzda dlia Trotskogo. Krasnye vozhdi v gody Grazhdanskoi voiny. Moscow, FIRO-XXI Publ., 2016, 431 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.06.2024

Как цитировать

Давыдов, А. Ю. (2024). Политические отделы на советских железных дорогах в годы военного коммунизма. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 69(2), 335–357. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.206

Выпуск

Раздел

Отечественная история