Репрезентации этнического конфликта в средствах массовой информации в постсоветский период

Авторы

  • Елизавета Валерьевна Родионова St. Petersburg State University
  • Ксения Андреевна Балан Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.211

Аннотация

Средства массовой информации с помощью языковых средств формируют картину мира у читателей, слушателей, зрителей. Вопрос о такой взаимозависимости очень подробно и обстоятельно рассматривает Джордж Лакофф в своих работах. Он полагал, что через различные языковые конструкции (например, метафоры) происходит конструирование отношения к различным явлениям. По этой причине исследования репрезентации этнических проблем и вопросов в средствах массовой информации имеют значение, так как СМИ представляют собой особый языковой инструмент влияния на общественное мнение. Традиция анализа СМИ и выявления основных способов репрезентации этнических проблем сформировалась ещё в 1970-х годах. Научно-обоснованное наблюдение за деятельностью российских СМИ, в такой деликатной и болезненной сфере как освещение разных аспектов межэтнического взаимодействия необходимо и очень востребовано. Мы полагаем, что спектр инструментов, используемых средствами массовой информации для формирования отношения к различным этническим конфликтам и проблемам весьма разнообразен. Особый интерес представляет динамика изменений репрезентаций проблематики этнического конфликта в средствах массовой информации. Способы репрезентации этнических конфликтов в начале 90-х годов и в середине двухтысячных существенно различались. Основной рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что стиль подачи информации по этнической проблематике существенно изменился за постсоветский период и средства массовой информации делают значительный акцент при их освещении на эмоциональную составляющую. Для этого используются соответствующие графические изображения (фотографии, картинки), броские эмоциональные заголовки. Контент-анализ более 300 публикаций в электронной газете “Аргументы и факты» и на портале “Фонтанка.ру» показал, что это не так. Приёмы драматизации, броских заголовков с большим числом эмоциональных высказываний свойственны именно периоду 90-х годов, тогда как после 2010 года происходит увеличение числа статей нейтрального характера, значительно расширяется спектр освящаемых событий.

Ключевые слова:

этнический конфликт, средства массовой информации, контент-анализ, драматизация, манипуляция, мигрантофобия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Елизавета Валерьевна Родионова, St. Petersburg State University

канд. соц. наук, доцент

Ксения Андреевна Балан, Санкт-Петербургский государственный университет

приглашенный исследователь

Загрузки

Опубликован

26.01.2024

Как цитировать

Родионова, Е. В., & Балан, К. А. . (2024). Репрезентации этнического конфликта в средствах массовой информации в постсоветский период. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 65(2), 519–534. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.211

Выпуск

Раздел

Этнография, этнология и антропология