Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896–1917 гг. Часть 1

Авторы

  • Александр Арвелодович Черкасов Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований (Вашингтон, США) и Волгоградского государственного университета ((Волгоград, Российская Федерация))
  • Лариса Александровна Королева Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
  • Сергей Николаевич Братановский Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Институт государства и права РАН РФ

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.304

Аннотация

В статье рассматривается система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896–1917 гг., в данной части работы рассмотрен период 1896–1908 гг., то есть от момента создания губернии, до начала подготовительных мероприятий по введению всеобщего начального образования в России. Главными источниками для подготовки работы стали ежегодные «Отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», в которых представлены данные о школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения и Всеподданнейшие отчеты Обер-прокурора Святейшего синода, в которых отражены сведения о церковно-приходских школах. В работе авторами был применен статистический метод. Так были сделаны выборки из статистического массива разнообразной отчетной документации: о типологии учебных заведений, количестве училищ, количестве библиотечных фондов, а также количестве учеников (по национальности, по вероисповеданиям, по сословиям, гендерному балансу). Применение этого метода позволило выявить характерные особенности эволюции системы народного просвещения Черноморской губернии в период 1896–1908 гг. В заключении авторы отмечают, что система народного просвещения на территории Черноморской губернии в период с 1896 по 1908 гг. имела свою разветвлённую систему и включала в себя средние, низшие и начальные учебные заведения. За указанное время количество учащихся возросло более чем в 6,5 раз, а количество учебных заведений в 4 раза. Несмотря на более чем двукратное увеличение численности населения губернии с 1896 по 1908 гг. количество школ на 1 тыс. жителей увеличивалось (в 1896 г. на 1 тыс. жителей – 0,5 школы, а в 1908 г. на 1 тыс. жителей – 1 школа). Вместе с увеличением количества школ увеличивались библиотечные фонды учебных заведений, а также другие направления деятельности школ, например, на ниве образования взрослых.

Ключевые слова:

Черноморская губерния, система народного просвещения, 1896–1917 гг., Министерство народного просвещения, Святейший синод

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Александр Арвелодович Черкасов, Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований (Вашингтон, США) и Волгоградского государственного университета ((Волгоград, Российская Федерация))

доктор исторических наук, доцент, член Американского исторического общества (Вашингтон, США), заведующий совместной лабораторией Международного сетевого центра фундаментальных и прикладных исследований

Лариса Александровна Королева, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

доктор исторических наук, профессор

Сергей Николаевич Братановский, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова; Институт государства и права РАН РФ

доктор юридических наук, профессор

Загрузки

Опубликован

05.12.2023

Как цитировать

Черкасов, А. А. ., Королева, Л. А. ., & Братановский, С. Н. (2023). Система народного просвещения на территории Черноморской губернии в 1896–1917 гг. Часть 1. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 65(3), 750–770. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.304

Выпуск

Раздел

Отечественная история