Историографическая рефлексия и становление национальной идентичности

Авторы

  • Ольга Борисовна Леонтьева Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2021.120

Аннотация

«Мемориальный поворот» в современных социогуманитарных науках – поворот к изучению исторической памяти – заставляет заново поставить вопросы о социальной значимости исторического познания, о роли исторической науки в формировании коллективной, в частности национальной, идентичности. Опыт историографической рефлексии над этими проблемами представлен в коллективной монографии, подготовленной лабораторией «Исследования исторической памяти и интеллектуальной культуры» Центра интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН под руководством Л.П. Репиной. В коллективной монографии исследуются процессы формирования национальной идентичности и исторической памяти в нескольких странах мира: России, Британии, Германии, Польше и Боливии. «Кейс» каждой отдельно взятой страны рассматривается в перспективе «большой длительности» (как правило, с раннего Нового времени), в контексте общеевропейских или глобальных тенденций. Целостность коллективной монографии определяется наличием общего концептуального подхода. Конституирующим элементом национальной идентичности большинство авторов считают «исторические мифы» – мифологизированные представления об «истоках» национальной истории, «славных предках» и «извечных врагах». Прослеживая генезис этих мифов, авторы фокусируют внимание на той роли, которую сыграли в их конструировании национальные нарративы, создававшиеся профессиональными историками разных стран. При этом формирование национальной идентичности трактуется не как однозначно направленный процесс, а скорее как «сад расходящихся тропок»: ставится проблема конкуренции разных идентичностей и памятей, рассматривается вопрос о «социальной базе» проектов строительства национальной идентичности, об аудитории национального нарратива. В центре внимания авторского коллектива – неоднозначность социальной роли исторической науки и двойственность миссии историка: с одной стороны, историки активно участвуют в процессе формирования национальной идентичности и исторической памяти; с другой стороны, научное знание предоставляет им инструментарий для критического анализа исторических мифов и аргументированной рефлексии над проектами коллективной идентичности. Исследование является удачным опытом соединения «мемориальной парадигмы», «новой социокультурной истории», истории национализмов и нациестроительства.

Ключевые слова:

историография, историческая память, национальная идентичность, национальный нарратив, социальные функции исторического знания

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ольга Борисовна Леонтьева, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

доктор исторических наук, профессор

Загрузки

Опубликован

06.09.2023

Как цитировать

Леонтьева, О. Б. (2023). Историографическая рефлексия и становление национальной идентичности. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 66(1), 314–322. https://doi.org/10.21638/spbu02.2021.120

Выпуск

Раздел

Рецензии