Статистическое исследование университетской профессуры в Российской империи
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2021.102Аннотация
Статья посвящена статистическому анализу количественных и качественных параметров, характеризующих профессуру российских университетов в 1755–1884 гг. Материалом для исследования послужила просопографическая база данных, составленная на основе биографических данных о профессорах и содержащая более 1200 имен ученых. Были изучены такие характеристики этой совокупности ученых как их общий социальный состав и его распределение по отдельным университетам и периодам, динамика пополнения профессорского корпуса, количество профессоров, служивших в университетах в различные промежутки времени, их распределение по отраслям наук, средний возраст вступления на кафедру, продолжительность профессорской службы, роль «младших» университетских должностей и значение внештатного преподавания для последующего получения профессуры, доля профессоров, являвшихся выпускниками тех университетов, где они потом преподавали и т.д. Эти характеристики изучались в хронологической динамике, т.е. в зависимости от периодов развития университетов, в качестве которых были выделены основные этапы пополнения профессуры, совпадающие с крупными университетскими реформами в XIX в. Было показано как сходство некоторых параметров для всего профессорского корпуса (например, среднего возраста получения профессуры), так и эволюция параметров в различные периоды, а также различия между университетами. В частности, была выявлена группа университетов, в которых молодые ученые получали кафедру в качестве «трамплина» карьеры, которая затем продолжалась в других университетах. С другой стороны, выделены университеты, которые в различные периоды занимались «вырашиванием» профессоров из младших университетских должностей, показаны различные типы карьеры на пути к профессуре. Некоторые явления университетской жизни, известные в историографии по ряду примеров, получили развернутое объяснение в свете статистического анализа. Одновременно исследование продемонстрировало потенциал количественных методов в выявлении новых свойств российского университетской профессуры, которые нельзя обнаружить только с помощью изучения нарративных источников.
Ключевые слова:
российские университеты, профессора, реформы, университетские Уставы, количественные методы
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.