Статистическое исследование университетской профессуры в Российской империи

Авторы

  • Андрей Юрьевич Андреев МГУ имени М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2021.102

Аннотация

Статья посвящена статистическому анализу количественных и качественных параметров, характеризующих профессуру российских университетов в 1755–1884 гг. Материалом для исследования послужила просопографическая база данных, составленная на основе биографических данных о профессорах и содержащая более 1200 имен ученых. Были изучены такие характеристики этой совокупности ученых как их общий социальный состав и его распределение по отдельным университетам и периодам, динамика пополнения профессорского корпуса, количество профессоров, служивших в университетах в различные промежутки времени, их распределение по отраслям наук, средний возраст вступления на кафедру, продолжительность профессорской службы, роль «младших» университетских должностей и значение внештатного преподавания для последующего получения профессуры, доля профессоров, являвшихся выпускниками тех университетов, где они потом преподавали и т.д. Эти характеристики изучались в хронологической динамике, т.е. в зависимости от периодов развития университетов, в качестве которых были выделены основные этапы пополнения профессуры, совпадающие с крупными университетскими реформами в XIX в. Было показано как сходство некоторых параметров для всего профессорского корпуса (например, среднего возраста получения профессуры), так и эволюция параметров в различные периоды, а также различия между университетами. В частности, была выявлена группа университетов, в которых молодые ученые получали кафедру в качестве «трамплина» карьеры, которая затем продолжалась в других университетах. С другой стороны, выделены университеты, которые в различные периоды занимались «вырашиванием» профессоров из младших университетских должностей, показаны различные типы карьеры на пути к профессуре. Некоторые явления университетской жизни, известные в историографии по ряду примеров, получили развернутое объяснение в свете статистического анализа. Одновременно исследование продемонстрировало потенциал количественных методов в выявлении новых свойств российского университетской профессуры, которые нельзя обнаружить только с помощью изучения нарративных источников.

Ключевые слова:

российские университеты, профессора, реформы, университетские Уставы, количественные методы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Андрей Юрьевич Андреев, МГУ имени М.В. Ломоносова

доктор исторических наук, профессор

Библиографические ссылки

Литература

Andreev A.Yu. Russian universities of the 18th - first half of the 19th centuries in the context of European university history. Moscow: Znak, 2009, 640 p. (In Russian).

Andreev A.Yu. Mobility of professors in the university system of the Russian Empire in the 19th – early 20th century. Vestnik Provoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. II. Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2020, issue 97, pp. 68–93. (In Russian)

Bushueva L.A. Everyday life of a university professor in Kazan, 1863–1917. Kazan, Publ. of Center for Innovative Technologies, 2012, 288 p. (In Russian)

Gribovskii M.V. Faculty of the imperial universities as a social and professional group of Russian society. 1884 - February 1917. (Diss.). Tomsk, Tomsk State University Publ., 2018, 804 p. (In Russian)

Dvornichenko A.Yu., Rostovtsev E.A., Barinov D.A. The department of Russian history at St. Petersburg University (1821–1917): a group portrait. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2016, issue 3, pp. 46–56. (In English)

Dvornichenko A.Iu., Rostovtsev E.A., Barinov D.A. Essay on a collective portrait of historians of the Capital University of the Russian Empire. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2019, issue 1, pp.24-52. (In Russian)

Ivanov A.E. Scientific merit of the Russian Empire. XVIII - early XX century. Training and scientific certification of professors and teachers of higher education. Moscow: Novyi Khronograf Publ., 2016, 656 p. (In Russian)

Ivanova E.V. What can a unified database on the professoriate of pre-revolutionary Russia give to researchers of academic mobility. Sotsiologiia v deistvii – 2014. Izbrannye materialy VI sotsiologicheskoi mezhvuzovskoi konferentsii studentov i aspirantov. Ed. by M. Demin. St.-Petersburg, 2014, pp.131–141. (In Russian)

Ivanova E.V. An attempt to build a causal model of personnel dynamics for the teaching staff of pre-revolutionary Russia. Sotsiologiia v deistvii – 2015. Izbrannye materialy VII sotsiologicheskoj mezhvuzovskoj konferentsii studentov i aspirantov. Ed. by M. Demin. St.-Petersburg, 2015, pp.118–136. (In Russian)

Kostina T.V. Revision of the staff of Russian universities in 1835-1837. Uroki istorii – uroki istorika: k 80-letiiu Iu.D.Margolisa (1930–1996). Eds. A.Yu. Dvornichenko, T.N. Zhukovskaia. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2012, pp. 234–242. (In Russian)

Kostina T.V., Kupriianov A.V. Growth or stagnation? Historical dynamics of the growth patterns of University of Dorpat (1803–1884). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriia, 2016, no.3, pp.31–45. (In English)

Kostina T.V., Kupriianov A.V. Personnel policy of superintendents of Kazan educational district and dynamics of age structure of Kazan University professors in 1804-1884. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 2017, issue 159, no. 4, pp.925–941. (In Russian)

Kozakova V.S. Collective biography of professors – a new path in the social history of Russian universities. Klio, 2001, no.1, pp.254–258. (In Russian)

Kupriianov A.V. From prosopography of university professors to the digital footprint of a philosophical steamer: "Average data" and formal approaches in the history of science. Topos. Filosofsko-kul'turologicheskii zhurnal, 2017, no. 1–2, pp.111–137. (In Russian)

Loskutova M.V. Geographic mobility of professors and teachers of Russian universities in the second half of the 19th century: problems and preliminary results of the study. Byt' russkim po dukhu i evropeitsem po obrazovaniiu”. Universitety Rossijskoi imperii v obrazovatel'nom prostranstve Tsentral'noi i Vostochnoi Evropy XVIII – nachala XX v. Eds. A.Yu. Andreev, A.V. Doronin. Moscow, Political Encyclopedia Publ., pp.183–221. (In Russian)

Maurer T. Hochschullehrer im Zarenreich. Ein Beitrag zur russischen Sozial- und Bildungsgeschichte. Köln, Weimar, Wien, Böhlau Verlag, 1998, 959 p.

Niks N.N. Moscow professoriate in the second half of the 19th – early 20th centuries: the sociocultural aspect. Moscow, Novyi Khronograf Publ., 2008, 303 p. (In Russian)

Petrov F.A. Formation of the system of university education in Russia. Vol.3. University professoriate and the preparation of the Statute 1835. Moscow, Moscow University Publ., 2003, 480 p. (In Russian)

Piskunov I.V. Legal status of Russian privat-docents (1803-1884)]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. II. Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2014, issue 59, pp.98–116. (In Russian)

Rostovtsev E.A. Capital University of the Russian Empire: Academic Estate, Society and Power (second half of the 19th - early 20th centuries). Moscow, Political Encyclopedia Publ., 2017, 903 p. (In Russian)

Staferova E.L. A.V. Golovnin and liberal reforms in education (first half of the 1860s). Moscow, Kanon+ Publ., 2007, 512 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.08.2023

Как цитировать

Андреев, А. Ю. (2023). Статистическое исследование университетской профессуры в Российской империи. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 66(1), 19–43. https://doi.org/10.21638/spbu02.2021.102

Выпуск

Раздел

Отечественная история