Остготский историк Иордан в лингво-историческом обозрении

Авторы

  • Юлия Михайловна Трофимова Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2022.113

Аннотация

Статья посвящается дискуссионному вопросу об этнической принадлежности остготского историка VI в. Иордана, главный труд которого «Гетика» постоянно находится в поле зрения как историков, так и лингвистов. В статье проводится мысль о целесообразности лингво-исторического анализа «Гетики» на междисциплинарной основе с целью получения новых сведений, подтверждющих готское происхождение названного историка. Основная посылка статьи заключается в том, что словесная ткань исторического труда часто содержит в себе информацию, которая не всегда адекватно воспринимается современными исследователями, но которая может быть прояснена с опорой на историческую лингвистику, обретающую в исторических трудах надежного союзника, способного воссоздать соответствующую атмосферу эпохи. Анализ концентрируется вокруг главного высказывания Иордана, в котором он заявляет, что ведет свое происхождение из готского племени, но словесное оформление которого уже более века порождает дискуссию о его фактической принадлежности готскому этносу. При комментировании данного высказывания используется сопоставительный план с подключением позднелатинских источников и Готской Библии, свидетельствующих о наличии у Иордана идентичных им способов выражения мысли. Историческая основа анализа обнаруживает в ряде случаев полное совпадение с такими лингвистическими понятиями как ментальность и концепт, которые становятся исследовательскими приемами при комментировании указанного высказывания. С опорой на ментальность и концепт устанавливается исторически детерминированный способ выражения мысли Иордана о своем происхождении, и на основе реконструированной таким образом языковой способности Иордана делается вывод о том, что он был готом как по рождению, так и по языку. Исторические данные, свидетельствующие о некоторых фактах его биографии, связанных с рождением и проживанием в местах с латинским языком, а также с работой на этой территории в качестве нотария, дают повод к заключению, что он не мог не знать языка той местности и, несомненно, был билингвом.

Ключевые слова:

Иордан, историческая наука, лингвистика, готский язык, латинский язык, ментальность, концепт, речевая способность, этническая принадлежность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Юлия Михайловна Трофимова, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

доктор филологических наук, профессор

Библиографические ссылки

Литература

Assman Jan. Kul’turnaia pamiat’. Pis’mo, pamiat’ o proshlom i politicheskaia identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosi. Moscow, Yazyki slavianskoi kultury, 2004. 368 p. (In Russian)

Belikov D.N. Khristianstvo u gotov. Kazan’, Print. House of Imperial University, 1887, 206 p. (In Russian)

Budanova V.P. Gotitsism istorika Iordana: stanovlenie i paradoksy “gotskogo mifa”. RGGU Bulletin. Political Science. History. International Relations, 2017, no. 4/2, pp. 225–234. (In Russian)

Churilina L.N. Antropotsentrizm khudozhestvennogo teksta kak printsip organizatsii ego leksicheskoi structury [Anthropocentrism of a literary text as a principle of organising its lexical structure]. Avtoref. diss. ... dokt. filol. nauk, St.Petersburg, 2003, 39 p. (In Russian)

Croke B. Cassiodorus and the Getica of Jordanes. Classical Philology, 1987, vol. 82, pp. 117–134.

Dodonov R.A. Teoriia mentalnostei: uchenie o determinantakh myslitel’nykh avtomatizmov. Zaporizhzhia, Tandem-U Publ., 1999, 264 p. (In Russian)

Doležal S. Who was Jordanes? Byzantion. 2014, vol. 84. 2014, pp. 145–164.

Goffart W. The Narrators of Barbarian History (A.D. 550 – 800): Jordanes, Gregory of Tours, Bede, and Paul the Deacon. Princeton University press 1988, 491 p.

Gurevich A.IA. Problema mentalnostei v sovremennoi istoriografii. Vseobshchaia istoriia: Diskussii, novye podkhody, Moscow, 1989, issue 1, pp. 75–89. (In Russian)

Kolesov V.V. Russkaia mentalnost’ v iazyke i tekste [Russian mentality in language and text]. St-Peterburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2006, 624 p. (In Russian)

Kon’kov D.S. Goty i imperiia: vosstanie Gainy kak krisis identichnosti. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2012. vol. 321, no. 6, pp. 245-249. (In Russian)

Kon’kov D.S. “GETIKA” Iordana – gotskoe istoricheskoe predanie ili koniunktura epokhi: sovremennoe sostoianie izucheniia problem. Vestnik of Tomsk State University, 2012, issue 361, pp. 70–73. (In Russian)

Koposov N.E. Kak dumaiut istoriki. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2001, 326 p. (In Russian).

Lapteva M.P. Metodologicheskie “povoroty” gumanitarnogo znaniia i ikh vliianie na istoricheskuiu nauku. Terminologiia istoricheskoi nauki. Istoriopisanie. Ed. by M.S. Bobkova, S.G. Mereminskii, Moscow, Institut vseobshchei istorii Rossiiskoi akademii nauk, 2010, pp. 65–80. (In Russian)

Matveev V.E. Kontsept “imperiia” v sovremennoi nauchnoi literature. Diss. ... kand. ist. nauk. Omsk, 2008, 239 p. (In Russian)

Mierow Ch. Ch. Introduction. The Gothic history of Jordanes. Princeton, Princeton university press; London, Humphrey Milford; Oxford University Press, 1915. pp. 1–50.

Sannikov S.V. Kriterii “varvarstva” epokhi Ostgotskogo Vozrozhdeniia. Idei i ideally, 2014, no. 2 (20), vol. 2, pp. 120–128. (In Russian)

Scardigli P.G. Lingua e storia dei Goti. Firenze, G.C. Sansoni Editore, 1964, 398 p. (In Italian).

Skrzinskaia E. Ch. Iordan i ego “Getika”. Iordan. О proiskhozhdenii i deianiiakh getov. Getica. Мoscow, Vostochnoi literatury Publ., 1960, pp. 11–61. (In Russian)

Smirnov V.V. “Getika” Iordana kak pamiatnik pozdnei latyni (fonetika i grammatika). Avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. Moscow, 1956, 16 p. (In Russian)

Smirnov V.V. “Getika” Iordana kak pamiatnik pozdnei latyni (fonetika i grammatika). Diss. ... kand. filol. nauk. Kazan, 1956, 135 p. (In Russian)

Søbi Christensen Arne. Cassiodorus, Jordanes and the History of the Goths. Studies in a migration myth. Copenhagen Museum Tusculanum Press, 2002. 391 p.

Swain B. Jordanes Redeemed: A Reconsideration of the Purpose and Literary Merit of the Getica. The Ohio State University, 2009, VI+ 61 p.

Teillet S. Des Gots à la nation Gotique. Paris, Les belles lettres, 1984, 687 p. (In French)

Tompson E.A. Rimliane i varvary. Padenie Zapadnoy imperii [Romans and barbarians. The Fall of the Western Empire]. St. Peterburg, Iuventa Publ., 2003, 274 p.

Vagapov IA.S. Vainakhi i sarmaty: Nakhskii plast v sarmatskoy onomastike. Groznyi, Chechen-Ingushetian publishing and printing association, Kniga Publ., 1990, 125 p. (In Russian)

Wagner N. Getica: Untersuchungen zum Leben des Jordanes und zur frühen Geschichte der Goten. Berlin. Walter de Gruyter. 1967. 290 S. (In German)

Werner F. Die Latinität der Getica des Jordanis. Leipzig, Seele, 1908, XVI + 147 S. (In German)

Zenkin S.N. Mikroistoriia i filologiia. Kasus: individualnoe i unikalnoe v istorii 2006. Ed. by M.A. Boitsova, I.N. Danilevskogo. Moscow, Nauka Publ., 2007, pp. 365–377. (In Russian)

Zinkovskaia I.V. Korolevstvo Ermanarikha v istorii Vostochnoi Evropy IV veka. Diss. ... dokt. ist. nauk. Voronezh, 2010, 548 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.02.2023

Как цитировать

Трофимова, Ю. М. (2023). Остготский историк Иордан в лингво-историческом обозрении. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 67(1), 190–206. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2022.113

Выпуск

Раздел

Историография, источниковедение и методы исторического исследования