Вильгельм Фрибе и Михаил Чулков о российском меркантилизме
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu02.2022.403Аннотация
В статье на основе двух трактатов по истории торговли в эпоху Просвещения рассматриваются экономические взгляды двух ученых из различных кругов – немецко- и русскоязычного ученного сообщества в Петербурге. Хотя оба автора не имели никаких контактов друг с другом, они придерживаются довольно сходных взглядов в отношении европейской концепции меркантилизма. Оба считали себя великими патриотами Российской империи, но когда речь шла о понимании термина «богатство», М. Чулков больше склоняется к почти религиозному содержанию, в то время как В. Фрибе явно вращался вокруг исключительно экономических вопросов. Оба поддерживают независимость местной промышленности. Согласно доктрине меркантилизма, оба являются сторонниками торговли, но тогда как Чулков делает акцент на внутренней торговле, Фрибе интересует внешняя. Что касается влияния социального фактора, то Чулков, безусловно, поддерживает сословные интересы купечества, в то время как для Фрибе решающее значение имеет этническая принадлежность. По его мнению, в торговле особенно преуспели прибалтийские немцы, евреи же изображены с позиции антисемитизма. Соответственно, Чулков считает новые остзейские провинции иностранными, а для Фрибе, который сам там жил, эта территория, наоборот, является ключевой для модернизации России. В целом данная статья является примером того, как русская наука вырабатывала свои особенности на фоне европейского феномена просвещения с его экономическим мышлением в духе позднего меркантилизма.
Ключевые слова:
история торговля, экономическое мышление, Просвещение, история науки в XVIII в.
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. История» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.