Composite Portrait as a Method in Biological and Historical Anthropology

Authors

  • Larisa Yu. Shpak Lomonosov Moscow State University, Russian Federation

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2025.115

Abstract

  1. Galton’s method of composite portraiture is based on obtaining an integral image of a group based on images of individuals. Composite portrait and anthropological photography complement of standard descriptive and measurement techniques in ethnic anthropology. Anthropological photography and composite portraiture developed in Russia by objectifying of methods and obtaining photographical quantitatives. Currently, the method presented in the digital program allows one to obtain as increased clarity portraits and in the classical Galton’s technique, method has been verified and actively used in anthropological practice. In composites, the number of initial images and homogeneity of the group are essential of the final visual information and its biological interpretation. In the complete absence of typological of the sample unity, the portrait turns out to be “unreadable”. A composite portrait allows us to characterize: intra- and intergroup morphological variability, homogeneity of the sample, anthropological type, age, sex, ethnoterritorial and chronological variability, what is important in comparative studies using historical photography. The independence of the method from the imaging technique allows us to obtain a generalized anthropological description of ancient populations based on pictorial sources, which is relevant in the context of historical anthropology. Using the composite portrait and cephaloscopic description, significant results were achieved in the anthropological study of Russian portraiture of the 18th–19th centuries, Western European portraits of the 16th–17th centuries, and pictorial sources of the ancient Mediterranean. Museum collections with extensive iconographic materials on the anthropo- socio-cultural diversity of humanity can be studied with the composite portrait, a scientific tool for visualizing the anthropological appearance of ancient and modern populations.

Keywords:

F. Galton, composite portrait, anthropological photography, ethnic anthropology, population, morphological variability

Downloads

Download data is not yet available.
 

References

Абдушелишвили М. Г., Павловский О. М. Интегрирование схематографического и фотографического методов обобщения изображений лица и использование полученного портрета в качестве источника антропологической информации // Советская этнография. 1979. № 1. С. 16–29.

Алексеева Т. И., Виниченко И. Ф., Павловский О. М. Фотопортрет как средство объективизации антропологической методики // Вопросы антропологии. 1979. Вып. 63. С. 45-52.

Бунак В. В. Антропометрия. М.: УЧПЕДГИЗ, 1941. 368 с.

Бунак В. В. Фотопортреты как материал для определения вариаций строения головы и лица // Советская антропология. 1959. № 2. С. 3–29.

Вергелес М. О. Антропологическая достоверность портретных изображений // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. Т. 46. Вып. 3. С. 146–152.

Гончарова Н. Н., Кастро Степанова А. А. О возможности использования антропологической фотографии для определения линейных лицевых размеров. Методическая статья. // Вестник московского университета. Серия 23. Антропология. 2021. № 3. С. 17–26.

Ефимова С. Г., Балахонова Е. И., Булочникова Е. В. Учёные и собиратели антропологического музея. М.: Параллели, 2015. 118 с.

Ефимова С. Г., Сухова А. В. Коллекции фотографических, изобразительных и скульптурных материалов в фондах Музея антропологии МГУ // Известия института антропологии МГУ. 2016. № 1. С. 51–73.

Лейбова Н. А., Лейбов М. Б. Антропологическая фотография в цифровом мире // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. Т. 59. Вып. 4. С. 132–146.

Локк К. Э. Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты): Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2011. 24 c.

Локк К. Э., Перевозчиков И. В., Сухова А. В., Тихомиров М. Н. Антропологическое описание российских офицеров начала XIX века по материалам живописных портретов Военной галереи Зимнего дворца // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2012. № 3. С. 4–11.

Маурер А. М. Обобщённый фотопортрет как источник антропологической информации: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 2006. 30 c.

Маурер А. М. Обобщённый фотопортрет как инструмент визуализации локальных антропологических вариантов (на примере фотоматериалов мужчин-башкир) // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2021. № 3. С. 5–16.

Маурер А. М., Перевозчиков И. В. Региональные обобщенные портреты великорусов по материалам Русской антропологической экспедиции 1955–1959 гг. // Восточные славяне. Антропология и этническая история / отв. ред. академик РАН Т.И. Алексеева. М.: Научный Мир, 2002. С. 95–108.

Маурер А. М., Бацевич В. А., Пермякова Е. Ю., Ясина О. В. Сравнительные исследования возрастной и временной динамики кефалометрических признаков и антропологическая фотография у современных тувинских школьников при экологических изменениях в популяциях // Новые исследования Тувы. 2020. № 4. С. 104-119.

Павловский О. М., Перевозчиков И. В. Обобщённые фотопортреты некоторых групп населения Средней Азии // Вопросы антропологии. 1977. Вып. 56. С. 117–125.

Перевозчиков И. В. Основы антропологической фотографии. М.: МГУ. 1987. 60 с.

Перевозчиков И. В. Роль О. М. Павловского в развитие метода обобщённого фотопортрета // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2014. № 2. С. 129–135.

Перевозчиков И. В. Этническая антропология в Институте и музее антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2013. № 1. С. 30–42.

Перевозчиков И. В., Маурер А. М. Обобщённые фотопортреты некоторых групп коренного населения Сибири // Народы России: от прошлого к настоящему. Антропология / отв. ред. академик РАН Т.И. Алексеева. М.: Старый сад. 1998. Ч. 1. С. 5–13

Перевозчиков И. В., Маурер А. М. Обобщённый фотопортрет: история, методы, результаты // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2009. № 1. С. 35–44.

Перевозчиков И. В., Вергелес М. О., Шпак Л. Ю., Сухова А. В. К антропологической характеристике населения Амстердама XVI–XVII вв. // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2015. № 4. С. 97–106.

Перевозчиков И. В., Локк К. Э., Сухова А. В., Тихомиров М. Н. Результаты антропологического изучения портретной живописи России XVIII–XIX веков // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2011. № 1. С. 25–36.

Перевозчиков И. В., Маурер А. М., Бацевич В. А., Локк К. Э. Обобщённый фотопортрет поморов (в связи с трёхсотлетним юбилеем со дня рождения М.В. Ломоносова) // Московского университета. Серия 23. Антропология. 2011. № 3. С. 59–67.

Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю. Изобразительное искусство как антропологический источник // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2021. № 11. С. 898–906.

Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю. Обобщённый портрет и мысленный образ // Известия Института антропологии МГУ. 2020. Вып. 8. С.102–108.

Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю., Шимановская А. С. К антропологии Фаюмского оазиса I-IV веков нашей эры // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2012. № 4. С. 127–133.

Пичугин С. А., Маурер А. М. Проблемы установления личности разыскиваемых, имеющих смешанный антропологический тип внешности // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26). С. 53–57.

Рассказова А. В. Метод создания обобщённого портрета-реконструкции палеоантропологической группы на основе трёхмерных моделей черепа // Российская археология. 2023. № 4. С. 132–143.

Савинецкий А. Б., Маурер А. М., Сыроежкин Г. В. К вопросу об оптимальном количестве исходных изображений для получения инвариантного обобщённого фотопортрета // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. 2017. № 3. С. 36–43.

Савинецкий А. Б., Низаметдинов Ш. У., Сыроежкин Г. В., Сафиуллин А. Э. Разработка методов создания и обработки обобщенных компьютерных изображений и их приложение в антропологии // Научная визуализация. 2015. Том 7. № 5. С. 53–67.

Толмачёва Е. Б. Портретно-антропологическая фотография: к истории развития методов съёмки и формирования коллекций // Фотография. Изображение. Документ. 2014. № 5. С. 12–18.

Цветкова Н. Н. Антропологическая фотография как источник для исследования по этнической антропологии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1976. 19 с.

Шпак Л. Ю. Антропология и искусство (о некоторых итогах и планах по антропологическому изучению древних и современных популяций по произведениям изобразительного искусства) // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2022. № 3. С. 86–99.

Шпак Л. Ю. Антропология обобщённых образов этрусского портрета // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2023. № 13. С. 735–747.

Яблонский Л. Т. Роль расоведения в исторической реконструкции // Проблема расы в Российской физической антропологии / отв. ред. академик РАН Т. И. Алексеева, д.и.н. Л. Т. Яблонский М.: ИЭА РАН, 2002, С. 59–62

Published

2025-04-24

How to Cite

Shpak, L. Y. (2025). Composite Portrait as a Method in Biological and Historical Anthropology. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 70(1), 261–274. https://doi.org/10.21638/spbu02.2025.115

Issue

Section

Ethnography, Ethnology and Anthropology