Дискуссия об истинном благородстве и социальныe классификации знати в антикварных текстах раннего Нового времени

Авторы

  • Сергей Егорович Федоров Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.310

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния, которое оказала гуманистическая дискуссия об истинном благородстве на социальные воззрения английских антиквариев в XVI–XVII вв. Она основана на группе трактатов, принадлежавших Джону Ферну, Томасу Миллзу, Джону Селдену, Мэтью Картеру и др. Автор статьи считает, что появление более или менее устойчивого интереса к описанию и классификации nobilitas и более широко — социальных групп британского общества раннего Нового времени неразрывно связано с антикварной традицией XVI–XVII вв. Именно в рамках этой традиции произошел эпистемологический поворот, приведший к дискурсивной фрагментации социального порядка (далее — социального вообще), а также формировавших его целостность групповых образований. Антикварное фреймирование социального порядка основывалось не только на отказе от значимого для средневековой функциональной модели принципа корпоративного (институционального) единства, исходного для всех последующих классификаций. Корпоративно-функциональному единообразию и постоянству противопоставлялись специфические групповые признаки, открывавшие возможности для «пересборки» старого порядка с учетом заведомо заложенного в этих признаках многообразия. В антикварных концепциях nobilitas обретает два связанных между собой значения. С одной стороны, этот термин используется для обозначения всей совокупности знати и означает ее групповой эквивалент, открывавший
перспективы для дальнейшей персонализации ее состава. С другой — понятие подразумевает совокупную знатность вообще и в этом смысле отражает сложную рефлексию относительно аристотелевского и стоического учения о благородстве. В статье отмечается сходство репертуара цитат классических авторов (Аристотель, Платон, Сенека и Ювенал), использовавшихся и гуманистами, и антиквариями, что рассматривается не только как свидетельство обоюдного погружения в тему, но и как аргумент в пользу источника такого рода соответствия, которым могли служить тексты итальянских гуманистов XV в., содержавшие рассуждения об истинном благородстве.

Ключевые слова:

Англия XVI–XVII вв., антикварный дискурс, истинное благородство, знать, корпорация, социальная группа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Сергей Егорович Федоров, Санкт-Петербургский государственный университет

д-р ист. наук, проф.

Библиографические ссылки

Литература

Bleeck K., Garber J. Nobilitas: Standes- und Privilegienlegitimation in deutschen Adelstheorien des 16. und 17. Jahrhunderts. Daphnis, 1982, vol. 11, pp. 49–114.

Brooke C. Stoicism and anti-Stoicism in the seventeenth century. Gratiana, 2001/2002, vol. 22/23, pp. 93–116.

Bryson A. The Rhetoric of Status: Gesture, Demeanor and the Image of the Gentleman in Sixteenth- and Seventeenth Century England. Renaissance Bodies: The Human Figure in English Culturec. 1540–1660.London, Chicago, University of Chicago Press, 1990, pp. 136–154.

Burmeister K. H. Das Studium der Rechte im Zeitalter des Humanismus im deutschen Rechtsbereich. Wiesbaden, Guido Pressler, 1974, 334 S.

Di Fonzo Claudia. Dalla letteratura al diritto e ritorno: il concetto di nobilta` da Dante a Tasso passando per Bartolo. Forum Italicum, 2018, vol. 52 (1), pp. 3–16.

Donati C. L’idea di nobiltà in Italia: secoli XIV–XVIII. Bari, Laterza, 1988, 402 p.

Fyodorov S. E. Aristocraria pri Rannich Stuartach. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2023, 668 p. (In Russian)

Fyodorov S. E. Imperskaya idea I monarchii k ischodu srednich vekov. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2013, vol. 1, pp. 77–89. (In Russian)

Fyodorov S. E., Palamarchuck A. A. Rubezhi antikvarnogo soznania: istoria I sovremennost v rannestuartovskoi Anglii. Tsep vremen: problemui istoricheskogo soznania. Moscow, IWH RAS Press, 2005, pp. 151–197. (In Russian)

Gilli P. La Noblesse du droit. Débats et controverses sur la culture juridique et le rôle des juristes dans l’Italie médiévale (XIIe–XVe siècles). Paris, Champion, 2003, 360 p.

Jorde T. Cristoforo Landinos De vera nobilitate. Ein Beitrag zur Nobilitas-Debatte im Quattrocento. Stuttgart, Leipzig, B. G. Teubner, 1995, 304 S.

McNair B. Cristoforo Landino. His Life and Thought. Leiden, Brill, 2019, 236 p.

Palamarchuck A. A., Fyodorov S. E. Antikvarni diskurs v rannestuartovskoi Anglii. St. Petersburg, Aleteia Publ., 2015, 308 p. (In Russian)

Palamarchuck A. A., Fyodorov S. E. Proshloe krupnuim planom: temporalnui izmerenia v antikvarnom diskurse. Obrazui i istoricheskie predstavlenia. Rossia — Vostoch — Zapad. Moscow, IWH RAS Press, 2010, pp. 226–244. (In Russian)

Palamarchuck A. A., Terentyeva E. A., Fyodorov S. E. Rozdenie nacionalnogo istoriopisania v Anglii I Francii. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2021, 308 p.

Tateo F. La disputa della nobiltà. Tateo F. Tradizione e realtà dell’Umanesimo italiano. Bari, Dedalo, 1974, pp. 355–442.

Загрузки

Опубликован

27.09.2023

Как цитировать

Федоров, С. Е. (2023). Дискуссия об истинном благородстве и социальныe классификации знати в антикварных текстах раннего Нового времени. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 68(3), 712–727. https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.310

Выпуск

Раздел

Всеобщая история